Экспонаты из самых известных музеев Москвы и Петербурга можно увидеть на выставке “Ожившие картины”, которая приехала к нам из Северной столицы: голограммы знаменитых памятников, ювелирных изделий, драгоценного оружия, диковин из фарфора и хрусталя соседствуют с… карикатурами Херлуфа Бидструпа. Людям постарше хорошо знакомо это имя – ведь датский художник-коммунист был большим другом Советского Союза. Две очень разные экспозиции помещаются в одном зале Тюменского музея изобразительных искусств, ничуть друг другу не мешая.
Планшеты на стенах раскрывают секреты голографических технологий: схемы показывают, как происходит запись объемного изображения. А Константин Давыдов, представитель выставочно-инновационного центра, которому и принадлежит коллекция голограмм, рассказывает обо всем на словах.
Лазер направляет пучок света на объект, свет этот рассеивается и попадает на фотопластину одновременно с другим пучком света из того же источника. В результате наблюдается явление, которое физики называют интерференцией волн. А на фотопластине фиксируются мельчайшие перепады света, соответствующие выпуклостям и углублениям на поверхности объекта.
Открыл голографию в 1947 году венгр Деннис Габор совершенно случайно, как это обычно и бывает. В ту пору он жил в Англии и искал способ усовершенствовать электронный микроскоп, а создал гелиевую лампу и научился записывать голограммы, за что спустя много лет получил Нобелевскую премию. В начале 60-х годов лампу сменил лазер. Голограммы, изготовленные с его помощью, можно было увидеть, лишь осветив фотопластину тем же лазером.
Уже к концу десятилетия ученые придумали, как “проявлять” голографическое изображение в обычном белом свете. В их числе был американец Стивен Бентон, который также изобрел радужную голограмму – сегодня ее используют для защиты документов. Советский физик Юрий Денисюк разработал собственный метод записи голограмм: лазер испускает только один пучок света, который освещает объект и расположенную перед ним фотопластину; при этом свет попадает на пластину с разных сторон. Такие голограммы называют отражательными, или просто голограммами Денисюка.
Его голографический портрет открывает экспозицию. Правда, сделан он наверняка другим способом – при записи отражательных голограмм объект должен быть абсолютно неподвижен, поэтому для съемок живых существ метод Денисюка не применяют. Говорят, уже существуют голографические ателье, где любой желающий может заказать свое объемное изображение. Но пока это экзотика, что и позволяет питерцам с успехом гастролировать со своей голографической галереей редкостей по городам и весям.
Большая часть голограмм создана в Петербурге, в университете информационных технологий, механики и оптики. Объемные зверушки из Зоологического музея наверняка порадуют юных посетителей выставки, а взрослые, разглядывая экспонаты Эрмитажа, Русского музея, Московского Кремля, Военно-морского музея, Военно-исторического музея, смогут узнать немало интересных фактов, приправленных легендами и байками. Например, о Летучем голландце, которого воображение Петра I перенесло из Европы в воды Финского залива. Макет выдуманного судна-призрака хранится в Эрмитаже и будто бы обладает некой мистической аурой. Даже на голограмму, предупреждают организаторы выставки, следует смотреть не больше 20 минут с расстояния не меньше двух метров.
Голограммы памятников тоже создают с миниатюрных макетов – ведь объект съемки слишком велик, чтобы поместиться в лаборатории. А уж потом для натуральности художник может добавить в картинку имитацию ограждения или других архитектурных элементов. К нам приехал голографический памятник Петру I работы Фальконе – тот самый Медный всадник с Сенатской площади. Компанию ему составил бронзовый бюст, украшенный лентой Андрея Первозванного из коллекции Эрмитажа. Этот бюст считается самым достоверным прижизненным портретом царя. Потому что Петр позволил скульптору Бартоломео Карло Растрелли снять со своего лица гипсовую маску.
В России любили восточные диковины. Фарфоровой карандашницей, выполненной в виде фигурки японской девушки, пользовалась сама Екатерина II. Железная, с позолотой, рыба-дракон (сятихоко) попала в кунсткамеру из Японии. Считалось, что сятихоко может вызывать дождь, поэтому ее изображение частенько использовалось как противопожарный оберег. Белый дракон бай-лун, китайское олицетворение водной стихии, служил когда-то курительницей благовоний, а теперь живет в этнографическом музее. Тем, кто интересуется военной историей, будет любопытно взглянуть на палаш с инициалами великого князя Константина Николаевича, который превратил российский флот из парусного в броненосный. А заодно рассмотреть роскошные генеральские эполеты, столовые приборы Александра Суворова, пистолет с драгоценным декором и шпагу адмирала Нельсона. Остается только гадать, как она оказалась в Петербурге.
Чего только нет в этом голографическом музее музеев. Хрустальная сахарница Петра I, один из первых кубков Ломоносовского фарфорового завода, часы-компас из личной коллекции Елизаветы Петровны, часы с колокольчиком, принадлежавшие Николаю II, ваза каслинского литья, инсталляция “Сердце” современного художника Алексея Гариковича… А рядом – сокровища древних курганов. Самое ценное – золотая пектораль весом больше килограмма, найденная не территории Днепропетровской области. Это нагрудный знак власти, которым украшал себя владыка скифов. Голограмма, сделанная в Киевском политехническом институте, представляет лишь фрагмент шедевра из витых проволочных жгутов с тремя рядами фигурок и символов между ними. Зато Гайманова чаша – ритуальный сосуд из серебра, покрытый позолотой, – показана полностью.
Тут же представлены голографические открытки и голограммы с эффектом движения: если потихоньку перемещаться туда-сюда вдоль изображения, покажется, что оно меняет положение. А параллельно идет забавное “кино” в картинках от Херлуфа Бидструпа: серии карикатур на бытовые и политические темы, рисованные истории, по сути – комиксы. В 2012 году исполнилось сто лет со дня рождения мастера. По такому случаю его поклонники решили напомнить россиянам о некогда любимом художнике.
Посмеяться над датскими шутками и удивиться голограммам можно до конца июля.