Что делать, если купленная вами гречневая крупа или пельмени оказались активно приправлены ртутью, а в заводском чане с кефиром обнаружились опасные грызуны? Кто несет за это ответственность? И что делать, если вы случайно оказались обладателем подобной «вкуснятины»? В этом попытались разобраться авторы выпуска «Продукты с ртутью» из цикла «Без обмана», который зрители увидят на телеканале ТВЦ в понедельник, 23 июня, в 23.05.
Как обезопасить себя от лишних «ингредиентов» в продуктах? Прежде всего покупайте продукцию только крупных предприятий. У них, как правило, есть хорошее оборудование. Да и контроль за качеством строже, чем у мелких производителей. Если же всё-таки в продукте питания оказались ртуть, осколок стекла, гусеница или другой инородный предмет, не спешите выкидывать покупку в мусорное ведро, советуют авторы программы. Надо аккуратно упаковать продукт и инородное тело в полиэтилен и положить в холодильник, лучше – в морозилку. При этом обязательно заручитесь показаниями свидетелей. Хорошо, если факт неприятной находки подтвердят и посторонние лица – соседи, к примеру. Но свидетельство членов семьи суд тоже принимает во внимание. Если вы как-то пострадали: порезались, отравились, перепугались – немедленно фиксируйте нанесенный вред у врача. Проще говоря, берите справку. А покупая лекарства, следует обязательно сохранять рецепты и чеки.
Главное, не надо откладывать дело в долгий ящик, а как можно скорее обратиться в Роспотребнадзор или экспертную организацию. Там вам надо будет написать заявление и отдать товар на экспертизу. Единственным минусом может стать ожидание – лаборатории всегда перегружены работой. Но в конце концов вы станете обладателем копии заключения экспертизы, подтверждающей, что инородное тело действительно было внутри продукта, а не подброшено вами самими «шутки ради».
Получив его на руки, смело можно идти туда, где вам продали «некондицию». Хорошо бы при этом иметь при себе чек на покупку или показания свидетелей. Копии бумаг и заранее написанную претензию с требованием возместить материальный и моральный ущерб надо отдать руководителю или секретарю, но обязательно под подпись на втором экземпляре. Возможно, на этом ваши мытарства закончатся, предполагают авторы программы, многие фирмы предпочитают не портить себе репутацию и возместить потери. Но если же продавец или производитель не захочет с вами разговаривать, тогда вам предстоит прямая дорога в суд. При этом можно биться за правду самостоятельно, а можно обратиться в Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» за квалифицированной юридической помощью. Иски до 100 тысяч рублей рассматриваются в мировых судах, более 100 тысяч – в федеральных. Практика показывает, что мировые суды рассматривают дела в более короткие сроки и успешнее – правота истцов устанавливается в 90% случаев.