Матисс, Шагал, Дали – в Тюмени? Подлинники? Да, на выставке “Великие классики XX века” в музее изобразительных искусств.
Печатная графика – 57 литографий, офортов, гравюр в смешанной технике. Оттиски получены при жизни знаменитых авторов с печатных досок, созданных ими собственноручно. Это не репродукции, выходящие миллионными тиражами. Таких гравюр во всем мире не больше нескольких десятков, в крайнем случае сотен… Вроде бы и нет смысла об этом напоминать. Но зрители постоянно сомневаются, задают вопросы, и сотрудникам музея приходится повторять: да, перед нами уникальные авторские работы – настоящие, живые.
Пожалуй, наиболее ценна и интересна серия иллюстраций Марка Шагала к “Мертвым душам” Гоголя. В России хранится всего два комплекта этих эстампов – в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Еще один находится в Белоруссии, в Витебском музее Шагала. Сделаны иллюстрации в Париже в период с 1923 по 1927 годы по заказу Амброуза Валлара – мецената, коллекционера, издателя, который принял участие в судьбе многих художников. Свой гоголевский цикл Шагал создал, комбинируя разные техники гравирования – офорт, сухую иглу, акватинту. С 96 медных досок методом ручной печати на офортном станке было получено 418 комплектов оттисков. Первые пятьдесят были напечатаны на японской бумаге, каждый лист Шагал подписал собственной рукой. Эстампы, которые приехали к нам, происходят как раз из этих пятидесяти.
Любопытно, что двадцать лет иллюстрации жили сами по себе, а в книгу попали только в 1948 году, уже после смерти Валлара. Притом, что набран-то текст был еще в 27-м. Коллекционное издание отпечатали в количестве 368 экземпляров и даже не стали переплетать – каждый комплект предлагался в специальном футляре. Для признания этого оказалось довольно: в том же 48-м году “гоголевские” гравюры Шагала получили Гран-при на Венецианском биеннале. Помимо избранных листов из “Мертвых душ”, в экспозиции представлены и цветные литографии художника, созданные в 50-60-е годы. Характерный стиль, яркие, будто светящиеся краски напоминают серию “Библия”, которую тюменцы видели два года назад. Только на этот раз перед нами – светские сюжеты. Например, виды Парижа, цирковые клоуны, музыканты…
Стоит отметить, что первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году в галерее того же Валлара. Искусством книги, а вместе с ним и гравюрой художник увлекся в 30-е годы, будучи уже зрелым мастером. Книга для него была целостным произведением, в котором важны и иллюстрации, и бумага, и обложка, и переплет. Нередко даже текст к своим изданиям он писал сам. Иллюстрации, как правило, не были сброшюрованы – чтобы музеи могли показывать развороты из книг на выставках. Иногда гравюры и вовсе помещались в отдельную папку. Тиражи таких комплектов не превышали 20-50 экземпляров. Зная это, посетителям выставки стоит обратить внимание на развороты: посередине каждого листа заметен перегиб, а на литографии из серии “Обнаженная синяя” он просто бросается в глаза. Скорее всего, это тот самый случай, когда эстампы перегнули пополам для удобства помещения в книгу, но скреплять не стали.
Матисс экспериментировал с разными техниками, все время пробовал и изобретал что-то новое. Он увлекался коллажем, декупажем – вырезал формы из цветной бумаги и наклеивал на лист, составляя красочные композиции. Художник даже придумал, как тиражировать свои произведения: бумажные формы вырезались вручную по специально изготовленным трафаретам. В дальнейшем декупажные работы стали основами для авторских литографий, то есть гравюр на камне. В них преобладают чистые, насыщенные краски. Из сочетаний цвета, линии, орнамента возникает ощущение символического единства – не столько образ предмета или человека, сколько образ эмоций, которые они вызывают.
Сальвадор Дали тоже увлекался коллажем и тоже создавал гравюры для книг, в том числе собственных, но литографии избегал, считая ее техникой устаревшей. Художник изменил свое мнение, когда в 1956 году издатель предложил ему проиллюстрировать “Дон Кихота”, пообещав полную свободу творчества. С тех пор литография прочно вошла в творческий арсенал Дали. Цветные гравюры 70-х годов с экстравагантными названиями “Биологические сады”, “Кибернетический телефон-омар” из серии “Воображения и объекты будущего” выполнены в смешанной технике – коллаж, литография, офорт, шелкография. Хотя на первый взгляд производят впечатление рисунка. Как и строгие черно-белые офорты из серии, посвященной Веласкесу, Леонардо да Винчи и другим великим. “Эти работы – отчасти подражание знаменитым гравюрам Ван Дейка XVII века”, – отмечает искусствовед Оксана Костко. Скандальный сюрреалист, который называл себя “художником свалки”, увлекался “эстетикой разложения”, Дали прекрасно владел техникой старых мастеров. И теперь сам угодил в сонм классиков XX века вместе с Матиссом, Шагалом и другими, столь не похожими друг на друга мастерами. Их печатную графику открыла для нас фирма “Gallery-trade” из далекого Красноярска. Выставка работает до 13 июля.