Детство – такое разное и схожее

Детство без гаджетов и компьютерных игр решил показать посетителям Тюменский музей изобразительных искусств и открыл выставку, на которой собраны произведения русских и зарубежных классиков, советских и современных российских художников, игрушки, книжки, фотографии и многое другое. Некоторые экспонаты можно трогать, а с иными даже играть.

“Мир детства” (так названа выставка) начинается с самого удивительного: с детских снов. Когда-то тюменский художник Андрей Ердяков изобразил сынишку, который прикорнул за столом, положив голову на руки. Маленький мальчик – нежный, трепетный, как мотылек. А вокруг таинственным покровом сгущаются сны. Что там, в глубине? Возможно, опрокинутая Земля, которая пригрезилась другому тюменцу – Борису Паромову. Юный герой его картины “Детство” открыл для себя мир вверх тормашками, каким он мог бы увидеться с большой высоты, если смотреть, повиснув вниз головой.

В зале XIX века собрались дети разных стран и сословий. Художник Лавр Плахов изобразил девочку в платье с открытыми плечами, как у взрослой дамы – ее и именуют по-взрослому: Е.С.Стромилина. Рядом – граф Алексей Толстой двенадцати лет. Его запечатлел художник Александр Варнек. Темные кудри, едва ли не пушкинские, книга в руках, мечтательный взгляд – готовый образ поэта. Рядом на картине неизвестного художника задумался над книгой другой подросток – немецкий. Ребятня облепила бродячего торговца – что у него в коробе? Вдруг что-то чудесное! Бытовая сценка, в которой есть чуточка сказки. По такой могла бы блуждать Герда в поисках Кая. Или Карлик Нос, изгнанный из родного дома... Мир прошлого, преломленный в воображении художника, кажется таким не похожим на наш. Другие дома, одежда, обстановка, утварь… Да и детские потехи в духе времени.

У художника Алексея Корзухина мальчишки с клетками и силками идут ловить птиц. У Петра Верещагина деревенские сорванцы на лугу играют в бабки... Но стоит взглянуть, как у Константина Трутовского наряжают к празднику девочку-украинку – гордую собой, подобно всем маленьким модницам, как у Акима Карнеева отправляют в училище крестьянского мальчика, а он хнычет и куксится, 102-6-3как у Владимира Маковского на солнечной завалинке прильнула к бабушкиному плечу белокурая девчушка, – и увидишь вечные сюжеты, которые отличаются лишь декорациями. Ну а любопытство и азарт, свойственные детству, тем более во все времена и у всех народов одинаковы. Как живо юные посетители выставки вертели в руках тряпичных кукол, изготовленных по всем правилам народного искусства, с каким увлечением осваивали игрушки из времени своих мам и бабушек…

Их пионерское детство глядит со стен и витрин советского зала. Для наглядности там поставлена школьная парта и разложены старые учебники. Дети 20-50-х годов предстают пионерами, то задорными, то серьезными, в галстуках, с горном, в рабочих халатах на уроке труда, как на картине тюменца Гидонаса Барилкиса. Но, сбросив форму, они оказываются просто детьми – с косичками и локонами, в ярких красках щедрой осени или цветущего лета, как у Бориса Иогансона. Напротив – портреты маленьких северян в национальной одежде. Рядом костяные фигурки, которые показывают их быт и забавы. По соседству фарфоровые статуэтки – дети севера и юга рисуют, занимаются спортом и танцами, резвятся с животными…

Тему продолжает третий зал, посвященный отдыху, играм и праздникам. Здесь разворачиваются зимние забавы, гроздья рябины горят на фоне белого снега, а карапуз с санками, укутанный до самого носа, смотрит сквозь время на друга – Юрия Юдина, ставшего взрослым художником. Здесь снова возникает тема сна, грез, мечтаний. Взгляды детей задумчивы, устремлены в невидимые дали, а кукла или труба в руках становятся символом связи с иной реальностью, в которую… помните песню: “Проезда нет для того, кому больше шестнадцати лет”. Книжка уносит “Принцессу” Татьяны Вершининой в сказочные края. Мальчик на картине Паромова отправляется в страну звезд, птиц, корабликов и воздушных змеев, обув разномастные взрослые башмаки…

Рядом с фантазиями и воспоминаниями художников оживает детство в фотографиях и предметах былых лет. Часть – из краеведческих фондов, часть из личных собраний. Перед нами альбом гимназистки, азбука для начального обучения из старообрядческой общины… Наталья Паромова показывает фотографию 1963 года – и себя среди танцорок в пышных юбках, исполняющих вальс цветов на сцене Дворца пионеров. Школьные соревнования, пионерский сбор конца 40-х годов... Маленькая скрипка. Значки детских организаций – от октябрятских до значка клуба собаководов. И целые собрания значков: герои мультфильмов, хоккейные чемпионаты, история авиации – что только не увлекало юных коллекционеров. 102-6-4Пригласительный билет на новогоднюю елку 31 декабря 1941 года… Детский фотоальбом, советские открытки – просто с цветами, забавными сюжетами или к праздникам. Игрушки, которые выпускал Тюменский завод пластмасс. Лошадки, пупсы, куклы, мягкие зверушки. Уникальные санки из металлических прутьев со знаком качества и надписью “СССР” по бокам. Коньки, которые следовало привязывать к обуви…

Чуть позже дизайнеры закончат оформление экспозиции, и на полу появится цепочка следов, состоящая из сандаликов на левую ногу и отпечатков босой правой. С потолка, как с неба, будут свисать бабочки, ласточки, объемные снежинки, открытки и фотографии. А поиграть юным посетителям предлагают уже сейчас. Перед экскурсией – в тихие игры, а после, чтобы дать волю накопившейся энергии, в подвижные и веселые. Обещают, что выставка проработает до конца лета.


20658