В Тюмени в Литературно-краеведческом центре (ул. Первомайская, 14) открылась уникальная персональная выставка "Рисунки нефтью" члена Союза художников России Альфеи Мухаметовой. Как подчеркнула автор экспозиции, свои необычные творения она посвящает 70-летию Тюменской области, аналогичной круглой дате регионального отделения Союза художников и объявленному нынче Году культуры.
Все представленные работы мастерицы написаны в этом году, и, как отмечают искусствоведы, они уникальны хотя бы потому, что выполнены с помощью нетрадиционной техники и достаточно неожиданного материала – нефти. Первые посетители выставки признавали: экспозиция получилась необыкновенно стильной и энергетически мощной. Нефть – «черное золото». Известное со времен освоения Севера выражение в данном случае приобретает зримый, почти буквальный смысл: портреты людей, «северные» сюжетные линии просто сияют золотом земли – нефтью. И конечно, в первую очередь обращаешь внимание на живописные образы знаменитостей – организатора нефтяной и газовой промышленности СССР В.И. Муравленко и почётного нефтяника СССР и Тюменской области С. Д. Великопольского.
Альфея Мухаметова, признанный мастер изобразительного искусства, по ее собственному признанию, взялась за этот материал совсем не случайно. Сказалась ностальгия по Мегиону, с которым с шестидесятых годов связана её жизнь. Ее личные впечатления об эпохе освоения Севера начали формироваться в 1964 году, когда ее отец, работавший в знаменитой бригаде буровиков Семена Урусова, пришел как-то домой с работы и говорит: «Мы нефть нашли. Какая-то она черная, вязкая, пахучая. Мы все ею измазались, перепробовали, перенюхали – какая-то совсем невкусная…». «Тогда я училась во втором классе, – вспоминает А. Мухаметова. – Сегодня с момента того великого события, со дня открытия знаменитого месторождения той первой шаимской нефти прошло ровно пятьдесят лет. А когда открыли Самотлор, отца отправили туда… Выходит, где-то подспудно во мне, видимо, существует некий информационный код. И сегодня эта «моя» нефть – мегионская. Попросила знакомых нефтяников – они прислали мне два литра. Мои нынешние эксперименты начались в январе: захотелось чего-то такого необычного. Будто осенило вдруг: а почему бы не использовать нефть в качестве краски для рисования! Посмотрела как она дает пятно, какова ее тягучесть, как она расползается… Сохнет долго, пахнет сильно. И все-таки я попробовала. Сначала на холсте. Получилось. На бумаге – тоже. Пошел у меня такой вот горизонтальный формат. Рисую в прямом смысле рукой, то есть пальцами. Получается что-то более осязаемое, совсем «ручное». Поняла вдруг: а нефть-то, она живая. Поэтому самый подходящий инструмент в данном случае – руки художника».
Собравшиеся на открытие вернисажа то и дело восклицали: какая элегантная красивая выставка! Удивлялись: работы Мухаметовой действительно отдают золотом, но не бумажным, а золотом искусства. А еще «здесь и сейчас» торжествовало ощущение, что ты присутствуешь при рождении в мире искусства новой техники живописи. Нефть на самом деле придает рисунку какой-то необыкновенный объем, загадочность, если хотите. Возможно, таким же образом экспериментировали с нефтью другие художники, но получилось пока только у Альфеи из Тюмени. Да, несомненно, у нее свои творческие секреты, которые стоит, наверное, запатентовать – вдруг кто-то другой их присвоит... Виновница торжества говорила в ответ на эти опасения, что творческой конкуренции не боится. «Думаю, каждый художник это по-своему переработает, по-своему прочувствует. И если моих коллег по цеху внутри что-то встрепенется, ради бога, пусть пробуют. Меня ведь тоже что-то затронуло, что-то в голове крутилось, значит, этому суждено было случиться».
Надо напомнить читателю, что у Мухаметовой богатейший набор творческих предпочтений: она работает в технике батика, живописи, графики, художественного войлока. На сей счет искусствовед Татьяна Борко говорила о художнице: «Альфея Мухаметова – художник с длительным творческим стажем. Тридцать лет практики и огромное количество выставок позволяют увидеть становление мастера, этапы творческого пути. Удивляет бесконечное разнообразие техник, материалов, способов изображения – Альфея никогда не останавливается на достигнутом, используя знакомые известные приемы. Шаг за шагом она открывает все новые возможности, отыскивает новые эффекты и выразительные средства каждой из техник. Но совершенствование мастерства в техническом плане не является самоцелью художницы. Поиски направлены на то, чтобы раскрыть во всей полноте избранную тему: передать суровую красоту и очарование севера, богатство цветовых нюансов природы и одухотворенное величие людей этого края… Альфея Мухаметова проиллюстрировала более двух десятков книг, участвует в конкурсах, международных выставках и фестивалях костюма, учит детей и по-прежнему глубоко уважает северный народ. Меня всегда потрясала способность Альфеи применять в творчестве какие угодно материалы. И прежде всего это ее любовь к природным материалам: какие-то медвежьи шкурки, камушки, песок, войлок, батик… Все используется ею при создании произведений. Она все время экспериментирует. У меня такое ощущение, что следующим природным материалом художника, наверное, будет и вовсе звездное вещество…».
В новой экспозиции талантливой мастерицы присутствуют и традиционные для Мухаметовой сюжеты из жизни коренных северян. «Север, видимо, остался в сердце, – призналась она. – Это и мои стойбищные зарисовки, места недалеко от Мегиона, Нижневартовска, Сургута, Угута… Это мои излюбленные хантыйки. Это и богатейшая мифология местных жителей».
«А нефти хватит на рисунки?», – шутили посетители выставки. Вопрос был явно адресован присутствовавшим ветеранам-нефтяникам. «Хватит!», – уверенно в тон парировали бывалые первооткрыватели тюменской нефтегазовой целины. И приводили главный аргумент в пользу своего утверждения: художник Мухаметова, по сути, продолжает семейную династию по нефтяному делу, значит, и «черного золота» она добудет столько, сколько нужно...
Досье «ТП»: Альфея Мухаметова. Член Союза художников России, член международной ассоциации АИАП ЮНЕСКО, заслуженный работник культуры РФ.
Родилась в 1956 году в селе Вяткино Юргинского района Тюменской области. Детство и юность её прошли на Севере. В 1973 году окончила среднюю школу №1 в Мегионе. С 1974-го по 1979 годы училась на художественно-графическом факультете Нижне-Тагильского педагогического института. В 1975 году впервые участвовала в городской выставке молодых студентов в музее Нижнего Тагила, а в 1979 году – в выставке дипломных работ в Москве. Затем работала в городе Мегионе. Изостудия при городском музее, которую вела Альфея Фахриттиновна, переросла в художественную школу, и в 1989 году она возглавила её в качестве директора. Ученики Мухаметовой стали студентами художественно-графических факультетов пединститутов Тобольска, Уфы, Тюмени, Нижневартовска и Уральской Государственной архитектурно-художественной академии Екатеринбурга.
1996 год ознаменовался для нее вступлением в Союз художников России. Талантливый художник, участница и дипломант многочисленных (более 200) различных престижных выставок и конкурсов, обладатель областной премии имени В.И. Муравленко. С 1987-го по 2005 годы персональные выставки мастера работали в Мегионе, Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Тюмени, Заводоуковске, Ноябрьске, Лангепасе, Покачах, Тобольске. Работы А. Мухаметовой находятся в частных коллекциях ФРГ, Канады, Китая, Японии, США, Германии и в музеях Ханты-Мансийска, Лангепаса, Тюмени, Мегиона, Покачей, Тобольска. С 2006 года живет в Тюмени.