Эффект неразорвавшейся бомбы

Если бы в арсенале Адольфа Гитлера оказалась атомная бомба, как бы это повлияло на исход Второй мировой войны? Что произошло бы с Англией, если бы на Лондон обрушились не ракеты «Фау-1» и «Фау-2», не способные сломить волю британцев, а ядерная боеголовка?

Почему же произошло так, что в руках фюрера не оказалось смертоносного оружия, – разбирается Леонид Млечин в своём новом документальном фильме «Бомба для Гитлера», который зрители увидят на телеканале ТВЦ в четверг, 5 июня, в 23-05.

Уже после войны, отсидев свой срок, нацистский военный преступник и бывший имперский министр вооружения и бое-припасов Альберт Шпеер уверенно говорил, что Германия могла создать несколько атомных бомб. Что же помешало? По мнению министра, Гитлер принял неверное решение. Ресурсы, необходимые для атомного проекта, по воле фюрера ушли на создание ракетного оружия.

Еще в 1943 году Вернер фон Браун показал фюреру цветной фильм о мощи ракет. Гитлер был в восторге. В результате в арсенале вермахта появились «Фау-1» и «Фау-2», которые были разработаны в исследовательском центре приморской деревни Пенемюнде. Но этого показалось мало. Разрушительные проекты германских инженеров не знали границ. Возник такой план: подводные лодки буксируют плавающие контейнеры с ракетами «Фау-2» к восточному побережью Америки, и они запускаются прямо с моря.

В Пенемюнде создавали и оружие специально для удара по Америке. Новая ракета была на десять метров длиннее «Фау-2». Весила почти сто тонн. «Крылатый монстр» должен был подняться на двадцать четыре километра и отправиться в трансатлантическое путешествие. На случай, если не получится система автоматического наведения, другая конструкторская группа готовилась усадить в кабину пилота, который должен был катапультироваться перед нанесением удара, – в сущности, самоубийственная миссия.

Но в реальности – и автор фильма Леонид Млечин находит тому историческое подтверждение – делать ставку на ракетную технику было уже поздно. Самолет-снаряд «Фау-1» был первым в семействе крылатых ракет, которые со временем станут опаснейшим оружием. Но немецкий образец летел медленно. Британские истребители его сбивали.

«Фау-2» бы-ла опаснее. Она вырывалась за пределы атмосферы, а потом стремительно пикировала. Немецкие инженеры каждый день собирали и отправляли в сторону Англии двадцать четыре ракеты «Фау-2». Каждая несла боевой заряд мощностью в одну тонну. А союзники в том же 1944 году ежедневно обрушивали на территорию Германии тридцать пять тысяч бомб! Два миллиарда марок потратили на то, чтобы нанести Лондону незначительный ущерб.

Спасти нацистский режим могло лишь создание атомного оружия. И для этого были все предпосылки. Министр Шпеер докладывал Гитлеру об этом проекте. Гитлер несколько раз пытался понять, что такое управляемая цепная реакция, но не осилил основы ядерной физики даже в самом популярном изложении. И главное, что на него подействовало: национально мыслящие ученые доказывали, что ядерная физика – еврейская выдумка.

Так как же произошло то, что страну покинули ведущие физики? И можно ли было создать оружие возмездия без их участия?

Да! Утверждает автор фильма. Например, нобелевский лауреат по физике Вернер Гейзенберг теоретически обосновал возможность создания бомбы. Имперский министр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер задал только один вопрос: когда?

Услышав от Гейзенберга ответ, что на создание ядерного оружия уйдет три-четыре года, приказал прекратить все работы. Министр рассудил так: через четыре года война или закончится, или ее исход уже будет очевиден, и никакая бомба ничего не изменит. А вот дальнейшее участие в атомном проекте могло стоить учёному жизни. В 1944 году американская политическая разведка всерьёз рассматривала возможность физического устранения нобелевского лауреата.

А может быть, нацистская Германия не смогла получить «оружие возмездия» из-за того, что не была столь богата, как Америка? Леонид Млечин приводит следующие цифры: американцы израсходовали на создание атомной бомбы два миллиарда долларов, немцы – восемь миллионов марок, по тогдашнему курсу – одну тысячную американских средств.

Или это был провал германской политической разведки и абвера, которые ничего не слышали о «Манхэттенском проекте» – масштабных работах по разработке ядерного оружия на территории Соединенных Штатов? Крупнейший немецкий физик Карл Фридрих фон Вайцзеккер скажет много позже: «Нам и в голову не приходило, что Америка в разгар войны сможет пойти на такие расходы. Поэтому сообщение о Хиросиме потрясло нас до глубины души».

А может быть, всё дело в мистике Гиммлера, создавшего внутри аппарата СС исследовательскую организацию «Аненъэрбе» («Наследие предков»), из-за которой вождям Третьего рейха было не до атомного проекта?

Ответы на эти вопросы – в новом документальном фильме Леонида Млечина «Бомба для Гитлера».


20554