Александра Пермякова: «Мы вернулись к подлинному народному костюму»

В Тюменской филармонии прошел концерт Государственного русского народного хора им. Пятницкого. Коллектив – визитная карточка нашей страны, его знают и любят во всем мире. Ни одно большое праздничное мероприятие в России не обходится без его участия.

И хотя хор частый гость нашего города, на его выступлениях всегда аншлаг. Среди преданных поклонников люди самых разных возрастов и социального статуса, те, кто любит и ценит подлинное русское искусство. Много лет во главе хора стоит Александра Пермякова. Благодаря ее неутомимой энергии и железной воле коллектив держит заданную высокую планку, и, сохраняя традиции, двигается вперед.

Перед началом концерта Александра Пермякова встретилась с прессой.

– Этот год для нас серьезный и ответственный – исполняется 150 лет со дня рождения основателя коллектива Митрофана Пятницкого, – рассказывает Александра Андреевна. – Все выступления будут посвящены юбилею. 23 апреля в зале имени Чайковского прошел грандиозный концерт, в который вошли записи Пятницкого и основные направления развития хора. Но гастрольная программа частично перестроена и изменена, однако это не значит, что мы стараемся облегчить репертуар.

Программа состоит из пяти блоков, дающих зрителям представление, что сегодня делает хор имени Пятницкого. В фольклорном блоке русские народные песни разных областей. Есть классика хора, без которой невозможно представить репертуар. Как, например, обойтись без композиции «Бродяга», записанной на иркутских каторгах в начале 20-го века? Третий блок я условно называю деревенским. Из русского словаря не должно исчезнуть слово «крестьянин». К сожалению, мегаполисы склоняют молодых в сторону западной культуры, и вся надежда на провинцию, деревню. Мы именуем себя крестьянский русский народный хор, как это было в самом начале. Мы вернулись к подлинному народному костюму, никаких блесток, кокошников. Простой платок, сарафан, рубашки. В преддверии 70-летия Победы в репертуар включили военные песни. Во время войны хор в составе концертных бригад ездил по фронтам. Мы сделали композицию на произведение Шпаликова и Шварца «Спой мне, спой про войну». И в заключение прозвучат произведения советских композиторов.

– Как удается сочетать традиции и сегодняшний день?

– У нас современный формат, которого боятся многие народники. Выступаем без ведущих, чтобы не отвлекать внимание зрителей. Динамика, музыкальная насыщенность, эмоциональное состояние скажут лучше любых слов. И молодость на сцене. Хор не должен быть присыпан нафталином. Я стараюсь искать новые формы развития русского народного хора, чтобы жанр со временем не умер. В академии имени Гнесиных на народном отделении всего семь парней, и с каждым годом их все меньше. Пожинаем плоды непродуманной политики СМИ, особенно телевидения, пропагандирующего другие ценности. Я не почиваю на лаврах. Каждый раз, когда мы выступаем, волнуюсь больше, чем ребята. Каждый раз нужно доказывать все заново. Я учу их чувствовать плечо своего соседа, быть ответственным не только за себя, но и за коллег, чтобы они были настоящим ансамблем.

– У всех музыкальное образование, как тогда сохранить в артистах «крестьянство»?

– Провинция сильна традициями. Там есть уважение к старшим, их приучают работать, быть ответственными. Я очень ценю таких ребят, приехавших в хор из 32 регионов России. Работаю с молодыми уже 25 лет, и всем азам учу непосредственно в хоре. Тот стандарт, который дается в творческих вузах, несовершенен. Музыкантам не преподают актерское мастерство, мало часов уделяется аккомпанементу. Требования у меня жесточайшие – хор и поет, и танцует, и играет. Сейчас время мизансцен, сложных выходов, никому не интересно, если хор будет статичен.

– Митрофан Пятницкий не репетировал. Он просил петь так, как поют в поле…

– У Пятницкого не было профессиональных артистов. Он ездил по деревням, отбирал самых голосистых. И такая история длилась долго, я ее еще немного застала. Сейчас все артисты имеют музыкальное образование, но хор должен звучать так, чтобы его сразу же узнавали. 094-4-2Раньше у нас были Людмила Зыкина, Мария Мордасова, Александра Стрельченко – и они все были разные. Я как-то спросила у Людмилы Георгиевны, кто ее учил петь. Она говорила, что все идет от Бога. Я пришла к выводу, что голос поставить можно, но если нет божьей искры, ничего не получится. Мы подолгу репетируем, чтобы звучание хора было отличным от других.

– В коллективе есть династии?

–У нас много семейных пар, причем с москвичами никто не хочет связывать свою судьбу. И своих детей они отправляют к родителям, например, в Новосибирск. Это замечательно, раз они их хорошо воспитали, то и внуков воспитают. Когда они приезжают в Москву, я разрешаю деткам присутствовать на репетициях. Моей внучке два года семь месяцев, она выросла в хоре. Знает все песни, есть любимые, а вот эстраду не воспринимает. И другие ребята такие же. Я делаю ставку на них. Уверена – это будущее хора.


20543