Кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево

Думать о бизнесе полезнее, чем о геополитике

Под занавес недели завершился XVIII Петербургский международный экономический форум, прошедший под девизом «Укрепление доверия в эпоху преобразований». Организаторам ПМЭФ-2014 досталась трудная задача: слишком уж высокую планку задал прошлогодний форум.

Тогда, напомним, Россия завершала председательство в G20, и форум стал мощным финальным аккордом этого председательства. Сам девиз форума «Перспективы глобальной экономики: время решительных действий» говорил о нацеленности на решение задач мирового уровня. В рамках форума прошло заседание «деловой двадцатки» (G-20).

В прошлогоднем форуме приняли участие 6305 человек из 81 страны, было представлено 176 международных компаний. В этом году список участия скромнее. На нынешнем форуме аккредитовались 6,5 тыс. человек (из них 1,5 тыс. – представители СМИ), присутствовали главы 146 крупных мировых и 450 ведущих российских компаний, 109 представителей официальных делегаций из 62 государств.

Из-за ситуации в Украине на форум не приехали некоторые из ранее заявленных спикеров – в основном главы американских корпораций, которых власти США настоятельно просили не участвовать в мероприятии. Они прислали своих топ-менеджеров.

Так, вместо главы Boeing Денниса Мюленбурга концерн был представлен региональным главой Boeing в России Сергеем Кравченко и топ-менеджерами Джоном Бирном и Марти Бентроттом. «Boeing дорожит своими долгосрочными и важными отношениями со своими партнерами и клиентами в России и надеется на улучшенные политических обстоятельств в будущем», – заявил официальный спикер компании Джон Дерн.

Отказ глав компаний приехать на форум не помешал заключению запланированных сделок: соглашение Eni с «Газпромом» о корректировке цены заключено при отсутствии главы Паоло Скарони. Отсутствие главы BP Роберта Дадли не помешало подписанию компанией соглашения о совместной разработке с «Роснефтью» доманиковых отложений в Оренбургской области (документ подписали глава «Роснефти» Игорь Сечин и глава «BP Россия» Дэвид Кэмбелл).

И если президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отказался от поездки, назвав Россию «менее приоритетной для организации страной», то директор по корпоративным проектам в России Линдси Форбс в кулуарах форума поспешил заверить журналистов, что ЕБРР не планирует пересматривать стратегию деятельности в России, сообщает «Коммерсант. Ru».

Приехали в Петербург и главы европейских компаний, работающих в России. К примеру, Йон Баксаас, президент норвежской телекоммуникационной группы Telenor, которой принадлежит доля в «Вымпелкоме». Или Жан-Паскаль Трикуар, глава французской Schneider Electric, владеющей четырьмя заводами в России.

В общем, как отметил глава Total Кристоф де Маржери, политизация форума «не отвечает интересам бизнеса». А бизнес – это главное, ради чего зарубежные участники едут на «российский Давос». В частности, ОАО «НК «Роснефть» планировало на Петербургском международном экономическом форуме заключить около 40 контрактов. Этот план был выполнен, сообщает INTERFAX. В контрактах участвует не только Запад, но и Восток. Причем восточное направление будет кардинально усилено.

Президент Владимир Путин напомнил на форуме, что буквально на днях завершились российско-китайские переговоры по поставкам природного газа в Китай. Было подписано свыше 50 контрактов. Российско-китайский энергетический альянс станет опорой всего Азиатско-Тихоокенского региона. Объем контракта на поставку газа – $400 млрд. В России будут построены новые заводы, появятся рабочие места, новые стимулы для развития получат добывающая сфера, металлургическая промышленность, производство труб и т.д. Инвестиции с российской стороны в $55 млрд будут вложены в строительство новых производств. Китай вложит $20–22 млрд со своей стороны.

– Россия инвестирует около $55 млрд в рамках многопланового проекта по строительству газопровода по поставке газа из России в Китай и сопутствующей инфраструктуры – заводов по производству гелия и газохимии, – пояснил Путин.

Будут созданы не только газовая, но и дорожная и социальная инфраструктуры. На месторождениях, задействованных в поставках газа, подтверждены запасы на 1,5 трлн т. Создание инфраструктуры, сопутствующей поставкам, станет самой крупной стройкой в мире.

О том, что думать о бизнесе полезнее, чем о геополитике, стало понятно по результатам переговоров представителей Visa и MasterCard с российскими чиновниками: вице-премьером Игорем Шуваловым, министром финансов Антоном Силуановым и главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной. Напомним, после отказа этих компаний в марте обслуживать карты банков, подпавших под санкции США, Госдума приняла закон, по которому иностранные платежные системы должны вносить обеспечительный взнос в размере средней суммы переводов за два дня. В ответ представители Visa и MasterCard заявили, что эта сумма в несколько раз превышает их годовой доход в России. Еще перед началом форума Visa заявляла, что после вступления закона с 1 июля в силу она уйдет из России. Теперь принято устраивающее всех решение: Visa и MasterCard в течение полутора лет создадут российского оператора, а в ответ дата вступления закона будет отодвинута на соответствующий срок. Таков итог.

Как бы там ни было, а головная боль организаторов форума – отказ глав западных компаний почтить своим присутствием Петербургский экономический форум – оказалась в результате все же преувеличенной. Как заметил один из главных организаторов предыдущих форумов, «единственное, чего не хватает, – привычных лиц. Таких, которые мы тут на каждом форуме видели, более того – они с нами его начинали делать».

– Кого, например? – уточняет один из журналистов.

– Клаус Кляйн не приехал. Привыкли все, что где ты ни кушаешь, везде его увидишь. А так-то на самом деле счет идет на единицы. Зато другие приехали, новые.

Да, неожиданности были (хотя тех, кто не приехал, было больше, чем новых). Так, в первый день на форуме появилась Ариан Ротшильд (занимается делами семьи во Франции). Она рассказывала, что когда узнала, что кто-то из ее коллег отказался ехать в Петербург, и уточнила, кто именно, то сказала мужу, члену команды бывшего президента Франции Николя Саркози: «Тогда мы едем!». Здесь и председатель правления, президент ExxonMobil Рекс Тиллерсон, и глава Kinross Gold Пол Роллинсон (глава единственной иностранной компании, которая получила доступ к разработке месторождения золота на Чукотке), и Дэвид Бондерман – владелец TPG.

В прошлом году на пленарном заседании форума рядом с российским президентом сидела канцлер Германии Ангела Меркель, напоминает «Коммерсантъ». Сейчас – только бизнесмены. Зато в зале, отмечают старожилы форума, небывалое количество людей, многим приходится слушать дискуссию стоя.

Глобальный бизнес был исчерпывающе представлен российскими олигархами (были почти-почти все, и какие-то отчаянно веселые: конечно – и где эти их западные партнеры, которым так благоволил Владимир Путин, и которые мешали не только жить, но даже в чем-то и работать), а также верными друзьями российского народа – Герхардом Шредером и Маттиасом Варнигом. Оба они к тому же являются личными друзьями Владимира Путина (то есть потенциально ходят под санкциями, пока еще виртуальными).

Приехавшими иностранными гостями дорожили и сажали их в первый ряд. Один из российских участников занял было место зарубежного, и его тут же пристыдили: «Ну что вы, их и так немного! Пусть в первый ряд сядет!». В итоге иностранный участник дискуссии получил верх желаемого и даже сверх: сел рядом с главой Сбербанка России Германом Грефом.

Ожидая Владимира Путина, все оживленно общались. Два предпринимателя из Европы, входят в подробности «Известия», пожелав сфотографироваться, просят председателя Сбербанка Германа Грефа сделать фото. Один взрослый усатый мужчина с чисто баварской внешностью садится на коленки к другому. Греф улыбается и фотографирует. Сидящие рядом россияне тут же комментируют процесс:

– It is very European! (очень по-европейски), – бросает глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин.

– It is very European! – повторяет миллиардер Олег Дерипаска.

Надо сказать, иностранные бизнесмены вели себя достаточно агрессивно. Они, например, не просили, а требовали упрощения процедуры разрешений на разведку и добычу российских полезных ископаемых и упрощения заявок... Словно почувствовали слабину приглашающей стороны и наступали.

Владимир Путин, скорее, для вида соглашался с ними в том, что «вопросы можно рассмотреть дополнительно». Но когда западные и восточные бизнесмены подобрались к святая святых, к вопросам лицензирования, предлагая его вообще отменить, категорически заявил:

– Лицензирование должно остаться за правительством!

При этом сам Путин, как обычно, предпочел остаться ни при чем.

Они все-таки перебирали, наши новые партнеры. Так, господин Бюртнер из Бостона разъяснил, что для российской экономики настало время перейти на новый уровень открытости, прозрачности и повышения конкурентности. Российские бизнесмены в зале недоуменно зашептались: коллеги слишком быстро освоились в российской действительности и решили, видимо, что им позволено богово.

Владимир Путин подробно ответил на вопрос господина Коха, владельца Metro Group, об Украине и о разочарованиях, связанных с этой историей, для бизнеса, об утрате доверия. Вопрос доверия Путин признал самым важным и долго отвечал на него. Президент, уловив общее настроение зала, рассказал, что лучше бы на Украине был референдум, потом президентские выборы, у власти оказались бы те же люди, что и сейчас, и «мы, как идиоты, платили по 15 млрд (обещанных Виктору Януковичу), содержали бы украинскую экономику...»

Президент напомнил, что украинцы, которые теперь управляют страной (намек на Юлию Тимошенко и ее бессменного помощника, члена партии Александра Турчинова), подписали в свое время соглашение по поставкам российского газа, которое отказываются теперь выполнять и настаивают на льготах.

– Говорят, у Украины трудное экономическое положение... Мы им перевели $3 млрд (не им, конечно, а господину Януковичу, пообещав еще $12 млрд, грубо говоря, за отказ от соглашения об ассоциации с ЕС), дали скидку на первый квартал... Задолженность увеличилась, а они даже за то, что получили со скидкой, не платят! Где наши деньги?! Мы поставили бесплатно 10 млрд кубометров газа. Как за год в Польшу! Это нелепо!.. Заплатите хотя бы за тот период, пока скидки действовали! Отказываются! Слушайте, ну как работать-то?!


20510