Акварель (лат. aqua < фр. aquarelle вода) – водяная прозрачная краска и живопись, ею исполненная. И к тому же весьма любимый народом жанр. В нем также творит и художник из Тюмени Ольга Трофимова, выставка работ которой развернута в Литературно-краеведческом центре на Первомайской, 14. Название экспозиции – «От Белого до Черного» – имеет отношение к водной стихии (акварель все-таки), а именно – к Белому, Черному и иным морям.
Путешествовать по жизни и творить
Большая любительница путешествий, Ольга Федоровна однажды попала на Белое море и получила массу впечатлений, сделала множество зарисовок. Особенно сильные чувства вызвала ее поездка на Соловецкие острова.
Впоследствии она расскажет: «Ощущение совершенно иное, чем от обычных туристических поездок на курорт. И все-таки Белое море меня покорило тем, что там столько нежности, столько света, пространства». Потом снова было и море Чёрное, и Адриатика, и поездка в Бретань… Как у любого художника, итогом странствий нашей героини стали не только маринистские сюжеты, но и обычные пейзажи, архитектурные наброски. Все это великолепие и представлено на выставке в Тюмени.
Автор выставки Ольга Трофимова, будучи родом из «сухопутной» глубинки и натурой романтичной, признается, что испытывает необычайную тягу к морю. И выражает это свое состояние не только при помощи изобразительных средств, но и вербально, в письменных размышлениях:
«Чувство моря в Сибири появляется впервые, когда ребенком стоишь перед весенней лужей, и твои резиновые сапоги – корабли... Потом «приходят» книги Жюля Верна и Крапивина, где Море – это Другая цивилизация и Мечта... Географическая карта страны рисует, что мир – это сплошной берег, и мы богаты на моря, как никто, но только от нас до каждого моря – дорога...
Способов путешествий может быть несколько.
У мальчишек в Сибири море создается из озера или реки. Когда-то на месте одного из корпусов индустриального института стояли покосившиеся домики и карьер, ежегодно заполнявшийся водой. Пацаны собирали плоты из досок и бревен и отправлялись в весеннее плаванье.
Турист берет билет, ваучер, визу и дни по счету...
Ребенок рисовать и писать начинает задолго до встречи с морем. Акварель, как и человек, – сама вода, текучая, подвижная, превращает слова книг в картины-события, подвластные руке с кистью.
И однажды случается уже настоящая встреча с бесконечной Водой, понимаешь тогда, что мы все на Острове, что те, кто выходит на большую воду, – всегда Герои, что те, кто остается на берегу, – всегда долготерпивая Любовь...Что каждый корабль – живой дом тому, кто отправляется в странствие...
Это Белое море и Черное... Адриатика и Балтика, Северное море и Ла-Манш.
Медленные корабли – города носят имена Соловки и Феодосия, Сутаморе и Выборг, Бензерзиль и Сен-Мало. И через них течет живая жизнь, а туристы хоть и значатся в реестре, но не в первых строках.
...Весна внезапно проявляется запахом моря, ветер странствий находит открытые форточки, а я вспоминаю, где лежит летний рюкзак...».
Высокое искусство, подлинный талант
Мне вспоминается одна из персональных выставок Ольги Трофимовой в Тюменском областном музее изобразительных искусств, где было представлено около полутора сотен ее работ – живопись, акварель, рисунки, эскизы костюмов к спектаклям, куклы из различных постановок театра кукол и масок… Большой многоплановый и светлый мир творчества, всколыхнувшие душу счастливые мгновения жизни, запечатленные на бумаге и холсте. И всегда интересно, что пишут в книге отзывов пришедшие на вернисаж и созерцающие его великолепие люди. Да, они отзывчивы. Сопоставляя их впечатления тогда и сейчас, приходишь к выводу: высокое искусство способно вызывать восхищение, чувства благодарности и любви к человеку, сотворившему это чудо.
Вот лишь некоторые отзывы посетителей выставок нашей талантливой землячки и современницы.
«Очень тонкие и нежные образы, передаваемые только акварелью. Много неба и моря. И в большинстве картин есть загадка. «Святой Петр» – имя кораблика или хозяина обители? «Рыжая Марта – это башенка-бабулька? Больше всего размышлений вызвал «Дом сапожника», похожий на башню функционала-таможенника у С. Лукьяненко. Хорошо, что автор чувствует себя художником, проводником между мирами».
«Мы с внуком в восторге! Нежность, утонченность и запах моря. Особенно понравились картины «Дом сапожника», «Море» и «Дом Хакмана». Разглядываем переливы красок, тонкие переходы, в которых буквально играет и переливается настроение».
«Очень тонко и чувственно. Спасибо за впечатление. Вы – мастер!!!».
«Много лет живем в Тюмени и пользуемся каждой возможностью «поймать» вашу выставку или увидеть ваши работы на региональных выставках. И каждый раз поражают красота и свежесть акварелей. Ваш талант настолько щедр и даже «избыточен», что совершенно непонятна та легкость творения, что присуща вашим работам. Не видно тяжелого труда, мук творчества…, а есть полет легкой кисти и готовые шедевры «на одном дыхании». Так глубоко и ярко чувствовать красоту мира может только очень мудрый и очень счастливый человек».
«Выставка поразила меня. Картины настолько сочны, что есть желание прикоснуться к ним не только взглядом, но и душой. Каждая картина завлекает к себе. Спасибо за созданные шедевры».
«Выставка нежнейшая, светлая и добрая».
«Ваши картины должны видеть люди – они рассказывают о красоте…».
«Этот волшебный мир наполнен светом, добром, счастьем и вдохновением. Энергия жизни – вот главное! Будто нет вокруг ни войн, ни злодеяний. Работы живут сами по себе, с философским юмором взирая на нашу среду… Славно! Тепло! Восторг!».
«Впечатление от выставки праздничное, она легка, не перегружена. Художница сама наполнена, открыта миру. И эта одухотворенность пронизывает ее лирические пейзажи. Деревья и цветы кажутся людьми, персонами с человеческой вечной душой. Автор не любуется собой («Автопортрет»), а восхищается миром, жизнью вокруг («Счастье», «Женщина и кони»). Больше всего тронул мотив движения, полета. Даже если изображаемый предмет в покое, чувствуется движение воздуха, биение мысли, полет чувств…».
«Спасибо, Ольга Федоровна! Среди жизненной суеты ваша выставка, как глоток свежего воздуха…».
«Ольга, спасибо за сказку, которая воплощена в ваших картинах! Очень все впечатляет, радует, хочется жить», «Милая Ольга. Ваш талант ошеломляет… Вы – божий дар на всю жизнь, ее украшение и гордость…», «Оленька, твои работы великолепны, нежны, волнуют до учащенного сердцебиения. Это тонкое мироощущение, душевное тепло и чистота. Ты – истинный художник. Я тебя очень люблю», «Труд души, гармония, красота, тепло вызывают затаенное восхищение. Спасибо за подаренные вами Веру, Надежду и Любовь!».
Мир, открытый светлой стороной…
Счастье, когда мир открыт тебе своей светлой стороной, и ты это видишь, чувствуешь, можешь передать во всей красоте, в своих ощущениях. Редким даром, человеческим и творческим везением считается нерастраченная детскость, умение сохранить в себе первозданное состояние детского удивления, свежесть восприятия окружающего мира. Именно такой, открытой, доверчивой, искренней, естественной знают многие Ольгу Трофимову. И в общении, и в творчестве она словно приглашает вас быть такими же, настоящими. Ее искусство – яркое отражение ее светлой личности, постоянное стремление к прекрасному, желание вырваться за круг житейской суеты. И мы, угнетаемые повседневностью, вдруг вспоминаем о том, что есть другая, более достойная человека, жизнь…
«Работы Трофимовой очень тонко и точно передают ее сиюминутное мироощущение, – отмечают искусствоведы. – Ольга Федоровна признается, что не столько передает какие-то сюжеты, а то, что пережила в тот момент. А через какое-то время готовая картина уже переносит чуткого зрителя в то же самое эмоциональное состояние».
Готовя экспозицию, стоя у одной из работ крымского цикла, организаторы долго любовались пейзажем, окунаясь в безмятежную атмосферу коктебельского лета. Картина, несмотря на свою законченность, не имела названия. Общими усилиями вместе с автором, наконец, придумали ей имя – «Счастливый пейзаж». Благо Трофимова сама и проговорилась: «Там такая гармония, руки тянулись к кисти и краскам, я ощущала себя совершенно счастливым человеком».
А вообще подписи к работам встречаются и простые, и подчас неожиданные. Словно в подтверждение тезиса о загадочности и непредсказуемости творческой кухни. «Святой Петр пока дома», «Дом сапожника», «Четверть шестого», «На воде», «Музыкантша», «Пейзаж с замком», «Северная, 54», «По лугу ходили женщины и кони…». Сюжет с французским уличным музыкантом получил определение «Каждый день, иногда…». Вот еще две картины – два изящных домика, а под ними две милые подписи: «Большой французский», «Маленький русский»… Названия картин – будто финальный штрих. И словно взмах дирижерской палочки, дающей начало постижению запечатленной гармонии в пространстве графики, живописной работы или акварели».
В разговоре с Ольгой Трофимовой была затронута вечная тема – расставание творца со своими работами. В одних случаях их даришь, в других продаешь – художнику тоже хочется кушать. А отдавать или продавать, оказывается, не так-то просто. «Я больше так никогда не напишу, – говорит художник. – А во-вторых, для меня очень важно, в чьи руки попадет моя работа». И это не поза, не игра, не лукавство. Действительно, можно сделать копию, но она никогда не передаст того сиюминутного, что есть в оригинале, того флёра творчества, витающего по-над сюжетом. Да, живописцу тоже надо зарабатывать, в том числе и при помощи своего ремесла (в высоком смысле, конечно). И при этом, однако, не пойти против себя, не потерять себя как творца. Между прочим, очень тонкая грань. А картины, тем не менее, должны уходить, разлетаться по свету. Как дети из родительского гнезда.
…В одном из интервью автор выставки призналась: ее творческая неуемность начала проявляться еще в детстве. Когда маленькой Оле просто не хватало бумаги для рисования, ее мама, чтобы не нарушить «процесс», незаметно подкладывала дочке все новые и новые листы ватмана. Работоспособность осталась. И это хорошо видно по представленным на экспозиции произведениям. Но это плод прошедших лет и дней. А впереди новые путешествия (Ольга Федоровна посвящает им лучшую часть своей жизни), впечатления, встречи. Мир так интересен. А картины тем и хороши, что показывают, как он интересен, как завораживающе удивителен…
Досье "ТП"
Трофимова Ольга Федоровна. Член Союза художников и Союза дизайнеров России. Родилась в Тюмени. С 1982 по 1986 годы училась на художественно-оформительском отделении Тюменского училища искусств. С 1986 по 1991 годы – на отделении моделирования костюмов Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, которое окончила с отличием. С 1986 года участвует во множестве выставочных проектов, организованных в Тюмени, Санкт-Петербурге, во Всероссийских и Международных экспозициях, в том числе в Германии (живопись, графика, куклы). Проектировала костюмы актеров и куклы для спектакля «Принцесса Брамбилла» в Тюменском государственном театре кукол и масок, шила костюмы для музея восковых персон в Петергофе. Как театральный художник работает также с Тюменским молодежным театром «Ангажемент». Занимается газетной и станковой графикой, живописью, костюмом. Преподает в Тюмени в Институте архитектуры, дизайна и визуальных искусств. Главный художник Тобольского театра драмы им. П.П. Ершова.