В Тюменской филармонии в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Солист - Сенг Чжин Чо (фортепиано). Этот грандиозный проектпроходил при поддержке Правительства Москвы, министерства культуры РФ, Русской Православной Церкви и Министерства обороны РФ.
Стартовал фестиваль в Калининграде. Затем музыканты выступили в Североморске, Мурманске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге. В Тюмень коллектив приехал из Новосибирска, после нас в графике стояли Пермь и Москва. За 26 дней фестиваля состоялось 43 выступления.
В Тюмени вечер начался с Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского. Молодой южнокорейский пианист Сенг Чжин Чо - лауреат конкурса имени Чайковского, однако широкому кругу слушателей он мало знаком. Тем интереснее было послушать его интерпретацию известнейшего произведения. Мне показалось, что музыкант не делал ярких акцентов, все звучало ровно. Возможно, сказывалась другая школа. Не было экспрессии, хотя играл он очень чисто. Любопытный факт, Валерий Гергиев записал Концерт № 1 Чайковского с Денисом Мацуевым, а там настоящая буря эмоций и множество фразировок.
Второе отделение началось с Симфонии № 4 «Итальянской» Мендельсона. Затем прозвучало «Болеро» Равеля - вещь знаковая, у многих на слуху, но требующая необыкновенной слаженности. Ведь здесь чередуются смычковые и щипковые приемы. Также в репертуаре этого вечера была сюита из балета «Жар-птица» Стравинского. Для «биса» маэстро Гергиев выбрал сочинение Александра Лядова (учителя Стравинского) «Волшебное озеро».
Перед концертом Валерий Гергиев встретился с тюменскими журналистами. На пресс-конференции также присутствовали директор концертно-театрального объединения Михаил Бирман и директор областного департамента культуры Юлия Шакурская. Михаил Михайлович признался, что давно ждал приезда самого маэстро, поскольку с Мариинским театром у нашего региона давнее сотрудничество. А вот его художественный руководитель только теперь добрался до Тюмени. Гергиев и Бирман обсудили планы на будущее. Это не только гастрольная деятельность, но и воспитание юных дарований. Кстати, на встречу пригласили ребят, выступавших в сводном хоре на Олимпиаде в Сочи. В их адрес от строгого, но справедливого Гергиева прозвучало немало теплых слов:
- Надо было видеть счастливые глаза ваших олимпийцев, когда они пели в сводном хоре. У них более непосредственные эмоции, так как ребята не думают о призах. Они просто счастливы сопричастностью к этому действу. Сейчас вышел диск с записями хора, где, помимо песен, есть труднейшая кантата Прокофьева.
- Я очень рад находиться в Тюмени, - продолжил Валерий Абисалович. - Уже успел познакомиться с залом, у вас замечательный рояль. Сегодня вы услышите Сенг Чжин Чо, одного из лауреатов конкурса имени Чайковского. Этот конкурс подарил целую плеяду пианистов, которые с успехом гастролируют по всему миру. Мы и дальше будем ждать чуда от этого смотра, появления нового Ван Клиберна.
- Как складывается география Пасхального фестиваля?
- Трудно найти общий подход, который объединяет все фестивали. Первый был Московский - нам он показался успешным, сделали второй, более расширенный. Я думаю, что коллективы не должны замыкаться в рамках своего региона, города. К примеру, оркестр Мариинского театра не может ограничиваться только пределами Санкт-Петербурга. Наш фестиваль имеет пяти- или шестиголосую полифонию, а не является исключительно проектом одного человека, как это может показаться. За 12 лет артисты побывали в 50 регионах. Но дело не в статистике. Эти концерты дают возможность и им, и мне как руководителю считать себя частью России, а не только очень удобного, хорошо обустроенного театра. У нас сейчас более тысячи выступлений в год. Если каждый культурный комплекс будет давать такое количество концертов, среди которых 200250 адресовано детям, то можно быть спокойными за просвещение молодежи.
Воспитание новых поколений музыкантов России - одна из первостепенных задач Валерия Гергиева. Сейчас он всерьез озабочен детскими хорами. Маэстро уверен: их количество должно быть в разы больше. В прошлом году, например, с трудом удалось набрать детей в хор в Смоленске, чтобы они выступили с оркестром Мариинского театра. При случае Гергиев говорит с губернаторами или главами департаментов культуры о необходимости создания детских хоровых коллективов и готов всячески этому способствовать. Он считает, что в каждом регионе должен быть свой тысячный хор. Валерия Абисаловича возмущает, что из общеобразовательных школ убрали уроки музыки. Он вспомнил, как когда-то сам пел в хоре Владикавказа. Также он предлагает музыкантам из регионов попробовать свои силы на конкурсе имени Чайковского в 2015 году. А еще Валерий Гергиев пообещал, что артисты Мариинского театра будут частыми гостями Тюмени.