В понедельник были объявлены итоги референдума в Донецкой и Луганской областях Украины. Как сообщил глава ЦИК Донецкой народной республики (ДНР) Роман Лягин, явка на референдуме в Донецкой области составила 74,87%. Из них за акт о государственной самостоятельности проголосовало 89,7%, против – 10,19%, 0,74% бюллетеней оказались испорчены.
За самостоятельность Луганской народной республики проголосовали 96,2% граждан. На большинстве участков голосование закончилось в девять часов вечера по московскому времени, однако в населенных пунктах Стаханове, Первомайске и Алчевске его продлили до полуночи (по просьбе сталеваров и шахтеров, которые работают в три смены).
Больше всего в очередях стояли в Мариуполе: там на каждый район города приходился лишь один участок. Руководитель местного телеканала Ирина рассказывает, что люди в городе фотографировали свои бюллетени после голосования и выкладывали в соцсети.
– У меня весь «Фейсбук» в этих снимках, – говорит она. – Даже те, кто был абсолютно аполитичным до событий 9 мая (когда в уличных боях погибли не менее 20 человек), теперь пошли и проголосовали на референдуме за ДНР.
Огласить итоги референдума, прошедшего 11 мая, руководство самопровозглашенной республики обещало уже на следующий день после голосования, напоминает «Коммерсантъ». Однако решили не затягивать, и уже поздно вечером в воскресенье, в день референдума, глава ЦИКа Роман Лягин сообщил, что явка составила 74,8%, за самоопределение Донбасса проголосовали 89% избирателей, против – чуть более 10%.
В понедельник были оглашены окончательные итоги, которые, как оказалось, не очень отличаются от предварительных. На пресс-конференцию, посвященную этому поводу, Роман Лягин пришел в сопровождении представителей временного правительства республики Дениса Пушилина и Бориса Литвинова.
– Мы открыли новую страницу в истории Европы, в истории свободных людей, имеющих право на самоопределение, – объявил Роман Лягин, и собравшиеся дружно зааплодировали.
Согласно отчету главы республиканского ЦИКа, всего в ходе подготовки к референдуму было отпечатано 3,9 млн бюллетеней, на участки развезли 3,5 млн. По его словам, участие в голосовании приняли 2,5 млн жителей Донецкой области, из которых 2,2 млн поддержали идею самоопределения.
Цифры впечатляющие. Как проверить их, неясно: никакого реального автоматизированного учета данных избирателей не было. На многих участках без труда можно проголосовать по нескольку раз. Из-за того, что не все участки открыты, у открытых собирались гигантские очереди.
По сути, сам референдум, с технической точки зрения, является бутафорией, без тени смущения признавали собеседники журналистов среди дончан и мариупольцев (на выборах аккредитовано порядка 600 журналистов, в том числе иностранных). Но голосуют здесь зло и радостно: «антитеррористическая операция», в которой полегло немало гражданских, и агрессивная риторика новых киевских властей в адрес всех солидарных с идеей автономии Донбасса напугали и обозлили восточные регионы.
Пожар в Одессе теперь называют новой Хатынью, и, словно в ответ «небесной сотне», у ДНР появлись собственные мученики.
«Дорогие дончане, сегодня великий день. День объявления референдума Донецкой народной республики!» – доносится из динамика.
«Республика-республика-республика!» – скандируют люди.
Старик на лавке, входит в подробности «Газета.ru», замечает женщин рядом:
– Проснемся в новой стране, ты-то уже проголосовала?
«Звук давай!» – радуется толпа, и из колонок грохочет гимн:
Донбасс поднимется с колен!
Отступать больше некуда!
Так бывало не раз:
Возродится отечество –
Возродится Донбасс!
На улице настроения напоминают Крым времени референдума, все ходят радостные и довольные показанной Киеву фигой.
– Яценюк похоронен, кла-а-а-ас-с!.. – тянет мальчонка в кепке, уткнувшись взглядом в импровизированное надгробие с портретом Турчинова и Яценюка. Мамочка, которая тянет его и дочку за руку, бросает:
– Да они давно все должны быть в земле, подлюги!
Близ палаток идет разговор на повышенных тонах. Обиженные жители пеняют на организационный хаос. Бабушка на скамейке рядом ворчит: «Третий участок прошла – все закрыто, а я уже больная, старая».
Надо полагать, далеко не все жители региона хотели (хотят) отделения от Украины, замечает «Эксперт», но их голоса в последние дни после кровопролития в Мариуполе, Славянске и Краматорске слышны слабо. Тем более что в день референдума история со странной антитеррористической операцией продолжилась в Красноармейске. В этот город, недалеко от границы с Днепропетровской областью, зашел спецбатальон «Днепр» (сформированный при деятельном участии губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского и его команды). По крайней мере, так заявлялось днем. Он занял избирательный участок и остановил референдум. А когда на центральной площади собрался митинг в поддержку ДНР – бойцы открыли огонь.
«В Красноармейске батальон «Днепр» стрелял по толпе, которая протестовала. Приехал микроавтобус с военными. Им кричат: «Не простим. Фашисты». Мы лежим на земле. Стреляют очередями», – сообщает спецкор «Эха Москвы».
По украинским данным, люди пытались препятствовать проезду военных и вырывали из рук автомат, итог очевиден: двое убитых. После чего военные покинули город, вечером МВД заявило, что это был не батальон «Днепр».
Как бы там ни было, киевские власти сделали все, чтобы люди на юго-востоке от них отвернулись. Одними из главных «агитаторов» голосования за независимость были украинские силовики, которые проводили в Донецкой области так называемую антитеррористическую операцию – убиты десятки людей, но ни один захваченный ополченцами ДНР город так и не взят под контроль. Люди получили сильный заряд протестных настроений. Кто-то шел голосовать просто в знак протеста против киевской власти, кто-то действительно хочет больше прав Донбассу, вплоть до независимости, а очень многие воспринимали референдум как первый шаг к присоединению к России по примеру Крыма.
– Мы имеем возможность выбирать из множества вариантов в будущем. Возможно, мы останемся частью государства Украина, унитарного или федеративного, возможно, мы станем частью России. Возможно, мы станем независимым государством или станем государством в конфедеративных отношениях, – рассуждал Роман Лягин 11 мая, когда подводились первые итоги голосования.
В понедельник глава ЦИКа был более конкретен, намекнув, что как гражданин видит будущее Донецкой области в составе России.
– Что будет с президентскими выборами 25 мая? – поинтересовался кто-то из журналистов.
– Их здесь не будет, – категорично объявил Роман Лягин.
Ближе к вечеру руководство Донецкой народной республики все же внесло ясность – уж если не относительно своих планов, то, по крайней мере, пожеланий. Оно объявило о суверенитете ДНР и обратилось к России с просьбой о включении в ее состав.
– Мы, народ Донецкой народной республики, по результатам референдума, проведенного 11 мая 2014 года, и основываясь на декларации о суверенитете ДНР, объявляем, что отныне Донецкая народная республика является суверенным государством, – объявил Денис Пушилин. – Просим рассмотреть вопрос о вхождении Донецкой народной республики в состав Российской Федерации.
Сопредседатель временного правительства отметил, что высшим органом государственной власти в Донецкой народной республике станет Верховный совет, который формирует правительство ДНР и Совет безопасности ДНР, сообщает «РИА «Новости».
Вместе с тем еще один референдум – о присоединении к России, который, как заявлялось ранее, могли устроить уже 18 мая, – пока решено не проводить.
Денис Пушилин пояснил, что представителей республики не смущает тот факт, что референдум прошел без соблюдения многих формальностей и в отсутствие наблюдателей.
– Наблюдателей не было, ну и что?! Не страшно, что своими силами отпечатали бюллетени без нужной степени защиты. Зато мы аккредитовали на референдум более 600 журналистов, и все они стали свидетелями очередей и настроения людей.
По словам Дениса Пушилина, правительство ДНР рассчитывает на признание со стороны России, планирует создание собственной армии, а в случае необходимости готово обратиться с просьбой о военной поддержке к Москве.
В понедельник официальной реакции на просьбу самопровозглашенных властей Донецка о включении Донецкой народной республики в состав РФ не последовало. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что реакции «пока нет». В Кремле ограничились заявлением, что рассчитывают на «диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска».
На вопрос, когда официальная позиция России может быть сформирована, пресс-секретарь ответил: «По мере готовности». Вечером пресс-служба Кремля сообщила, что Владимир Путин и председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер по телефону обсудили ситуацию на Украине в контексте прошедших референдумов: «С обеих сторон отмечена важность активизации усилий по линии ОБСЕ, направленных на урегулирование кризисной ситуации, путем налаживания прямого диалога между властями в Киеве и представителями юго-восточных регионов Украины».
В середине дня было выпущено еще одно сообщение кремлевской пресс-службы, где также отмечалось, что «в Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей» и рассчитывают, что «практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем». После этого вице-премьер, глава МИД председательствующей в ЕС Греции Эвангелос Венизелос на заседании Совета министров иностранных дел ЕС попросил Дидье Буркхальтера уточнить у российской стороны «смысл заявления Кремля, что он «уважает результаты».
В МИД РФ пояснили, что Россия ждет налаживания диалога между Киевом, Донецком и Луганском: «Мы ждем от киевских властей реальных действий, а не общих деклараций».