Редкая в своем роде экспозиция ювелирного искусства работает в картинной галерее Тюмени – здесь выставлены работы омских мастеров Ольги и Владимира по фамилии Крышковец.
«Они – муж и жена, а по счастливому стечению обстоятельств еще и удивительный творческий дуэт», – считает Оксана Костко, заведующая отделом классического искусства «тюменской Третьяковки», она же куратор выставки. С мнением искусствоведа согласны и многочисленные посетители экспозиции. Вот лишь пара записей в книге отзывов: «Выставка очень понравилась. Она расширяет наше представление о прекрасном, возвышенном, показывает, что декоративное искусство обладает огромными возможностями эстетического, духовного воздействия на человека», «Спасибо организаторам выставки за подаренное эстетическое и духовное удовольствие. Находясь в мире прекрасных вещей, сам становишься немного лучше».
Выставка – это попытка воплотить в экспозиционном пространстве соотношение традиционных форм и нового типа творческого мышления омских мастеров. Это нашло отражение в принципиальном отборе ювелирных композиций, при котором приоритет был отдан произведениям, созданным за последнее десятилетие – с 2002-го по 2014 годы. Изделия интересны прежде всего тем, что в них есть удивительное сложение среднерусского (кружевного, очень тонкого, изящного, филигранного) направления и уральско-сибирской традиции использования металла и обработки камня. Серебряной нитью причудливо сотканы узоры, образующие живое созвучие камня и оправы. Во всем присутствует творческий почерк, определяющий ореол обитания мастеров, их самобытность, если хотите.
Владимир и Ольга Крышковец – питомцы средней полосы России (Красное село, ростовские эмали – это их школа). Сибирь, однако, накладывает на них свой отпечаток. В итоге их стиль совершенно непохож на какую-либо определенную школу ювелирного искусства. Исследователи творчества Владимира и Ольги Крышковец отмечают, что всякое их произведение от проекта до воплощения в материале проходит длительный путь. Сначала лепится из глины, затем согласно идее подыскиваются и обрабатываются материалы, под каждую работу изготавливается заранее свой чекан, при помощи которого оттачивается и шлифуется первоначальный замысел. Созидая свои малые шедевры, ювелиры используют различные материалы (медь, серебро, золото, драгоценные и поделочные камни, эмали) и техники (лепка, чеканка, гравировка, шлифовка, пайка). Каждая созданная вещь, являясь произведением искусства, уникальна и неповторима. Палитра мастеров невероятно большая: малахит, нефрит, агаты, бирюза, прозрачный фиалковый аметист, перламутр, опал, сердолик, топазы, янтарь, яшмы, дымчатый кварц… Владимир Крышковец утверждает, что в этих композициях камень всегда господин. Он считает: самый ответственный и значимый момент – распил материала, когда открывается таинственный, всегда уникальный узор.
Ведь камень, он живой, в нём все пульсирует, играет. И состоит он из всяческих «неправильностей, несуразностей», какой-то вселенской глубины, подернутой мистическим флером астрологически-зодиакальной тематики... А в результате – ощущение какой-то избранности, единичности творения. Видимо, оттого, что здесь совершенно иные критерии: не из чего изготовлено, а как сделано. Неудивительно, что в 2010 году в Санкт-Петербурге сибирским ювелирам были вручены орденские знаки фонда Фаберже – высшие награды, даваемые исключительно за заслуги, лишь подчеркивают действительное признание их работ в плане художественном. Да и сам Карл Фаберже всегда призывал оценивать творение не по количеству вложенного в него дорогого материала, а исключительно по его художественным достоинствам.
Одна из особенностей тюменской экспозиции – коллекция миниатюрной пластики из серебра, уникальный в своем роде жанр ювелирного искусства. Изделия выполнены в легкой, непринужденной манере и представляют собой более «фантазии на темы», отраженные в пластических образах, нежели прямолинейное соответствие магическим или мифологическим канонам.
Специалисты видят в практике Ольги и Владимира отражение и стремительно меняющихся форм искусства XXI века. Каковы же они, эти формы и ориентиры наступившего нового тысячелетия? В этом смысле творческие поиски приобретают новый, символический смысл. Подход художника к созданию образного решения произведений становится более сложным как в эстетическом, так и философском плане. Хотя произведения живого мастерства – все-таки плод усердия и упорного труда, тут ничего нового, как говорится. Для супругов Крышковец ювелирное дело – перво-наперво истинная поэзия. Фантазия художников следует за фантазией природы, дополняя ее традициями и культурой декоративно-прикладного искусства и неисчерпаемым теплом собственной души. Очередное произведение, таинственно связанное с предыдущими, наполняется все новыми и новыми голосами, вливаясь в слаженную мелодию их любви и творчества.
Великолепно владея материалом и секретами технических приемов его обработки, омские мастера ставят перед собой и успешно решают сложные художественные задачи. Они, к примеру, воспроизводят образ белоствольной русской красавицы, воссоздавая в серебре фактуру березовой коры, и тем самым подчеркивают свою внутреннюю связь с природой России, с ее внешне не броской, но глубокой и чистой в своей простоте ее сути. Оказывается, можно вот так тонко, тактично вкладывать в произведения высокую нравственно-эстетическую идею. И, выходит, это не просто предметы ювелирного искусства, но нечто большее – они выражают чувства гордости и любви к Отечеству.
Выставка ювелирного искусства продолжится до 18 мая.