Кадетское братство

Как мы уже писали, в областном центре в прошлом году открылось Тюменское президентское кадетское училище. О масштабности проекта говорит один только факт: по объектам училища департаментом государственного заказчика капитального строительства Минобороны были заключены восемь госконтрактов с ОАО «Главное управление обустройства войск» на общую сумму 2,7 миллиарда рублей. Первый состав кадетов насчитывает 349 ребятишек, они обучаются здесь в пятых, шестых и седьмых классах. Все на период учебы находятся на полном государственном обеспечении.

Путь служения Отечеству

Эти мальчишки, как и подобает мужчинам, стремятся реально оценивать свой потенциал, чтобы быть действительно готовыми к определенным лишениям, если выбирают путь служения Отечеству. А стать крепкими физически, закалить свою волю, постичь азы военного дела не так-то просто. Между тем кадетский учебный процесс – это также углубленное изучение иностранных языков (английского и немецкого), математики, физики, русского языка, литературы… Плюс знания в области живописи, музыки, хореографии – как известно, в старые времена кадровый русский офицер хорошо ориентировался в вышеперечисленных «высоких искусствах».

Да, в Тюменском президентском кадетском училище всё внове, всё впервые. Вот преподаватель биологии Евгений Саранчин, к примеру, в марте стал победителем конкурса «Учитель года» среди педагогов довузовских образовательных учреждений Минобороны. Увлеченный человек, умеющий заинтересовать своим «предметом» и взрослых, и детей, но чтобы первенствовать среди военных преподавателей с, казалось бы, «непрофильной» биологией, это надо суметь. Всё оказалось гораздо гениальнее и проще. Его конкурсный урок назывался «Приспособленность организмов» – своеобразный рассказ о законах камуфляжа в живой природе, где, как известно, животные, насекомые и птицы маскируются, чтобы элементарно выжить. Фокус в том, что природные особенности маскировки, оказывается, вполне применимы в военном деле, в условиях, приближенных к боевым. И практические занятия под руководством Е. Саранчина с участием тюменских кадетов наглядно продемонстрировали способы защиты военнослужащих с использованием природной компоненты.

Поскольку в кадетском училище по сравнению с обычной школой значительно увеличен объем учебного времени на освоение математики, информатики и информационных технологий, то и к преподаванию требования гораздо выше. Собственно инновационные технологии здесь на каждом шагу, они активно используются в программе обучения, включая «святая святых» – кабинет информатики. Для современных мальчишек этот компьютерный мир имеет особую притягательность. А «руководит процессом» преподаватель Ольга Снегирева – ее наставничество, ее влюбленность во всё новое передается юным воспитанникам. И вот они уже создают посредством компьютерной графики герб своего взвода, причем то или иное решение надо защитить, рассказать, в чем суть замысла. Тонкое соединение в методике преподавания творческого начала ребятишек и их увлечения современной техникой – это весьма похвально.

Ну и, наконец, физкультура и спорт. Начальник кафедры физической подготовки старший лейтенант Дмитрий Григорьев демонстрирует нам просторные залы атлетической подготовки, единоборств и спортивных игр с информационными табло, системой автоматической вентиляции, современным спортинвентарем и оборудованием. Отдельное здание отведено хоккейной арене, где регулярно выезжают на лед юные спортсмены. Их тренер, инструктор-методист Константин Кузьмин рассказывает, что ребята впервые встали на коньки в декабре. Постепенно сформировалась целая хоккейная команда – 23 человека. Четыре пятерки и три вратаря. А вскоре пришли и первые успехи. В средней группе на турнире «Золотая шайба» Калининского округа Тюмени они заняли второе место, вышли победителями в старшей возрастной группе в городских соревнованиях, стали призерами в областных хоккейных баталиях в Заводоуковске и в кубке довузовских (кадетских) образовательных учреждений Минобороны в Ставрополе.

В общем, в возрасте наших кадетов всё имеет воспитательную составляющую. Будь то смотры строя, строевой песни или празднование дней воинской славы России. Или организуемые в течение учебного года встречи учащихся с ветеранами, представителями силовых ведомств, которые нацеливают молодых людей на дальнейшее продолжение службы в тех или иных подразделениях. Или вот как переоценить воспитательно-патриотическую функцию первой в истории училища подготовки курсантов к участию в нынешнем параде Победы 9 Мая в Тюмени. Нельзя сбрасывать со счетов и семейные традиции. Нередко интерес к поступлению «в кадеты» продиктован стремлением многих молодых людей пройти путем своих отцов и дедов – продолжить военную династию, стать защитником Отечества. Впрочем, по окончании учебы за кадетами, как и за выпускниками общеобразовательных школ, остается свобода выбора: они могут поступать как в военные вузы, так и в гражданские.

Маленькие капитаны

Основательно русифицированное понятие «кадет» имеет вполне себе французскую первооснову – младший, несовершеннолетний. Так назывались, до производства в офицеры, молодые дворяне, зачисленные на военную службу. В России это слово появилось одновременно с учреждением первых военно-учебных заведений: кадетами стали именовать воспитанников одноименных корпусов. Впрочем, «кадет» – он и «маленький капитан», и «маленький возглавитель». Французы не были бы таковыми, если бы параллельно не сопроводили общий смысл романтическим флером. Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании был востребован и получил, как известно, большое развитие в нашей стране.

Кадетские корпуса были достойными представителями Великой России и светочами русской культуры, которая бережно сохранялась и развивалась. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение, они олицетворяли далекую и потерянную Родину. У российских кадетов за рубежом был девиз: «Рассеяны, но не расторгнуты!». Казалось бы, завершившаяся история кадетского образования на рубеже ХХ и ХХI веков стала возрождаться. К слову, Тюменское президентское кадетское училище – четвертое по счету из вновь образованных в нашей стране в последние годы. До того аналогичные учебные заведения открылись в Оренбурге, Ставрополе и Краснодаре.

Кодекс чести

Несколько «кадетских» столетий в России – это целая культура, если хотите, свод законов и правил, своеобразный кодекс чести. Жизнью была продиктована, к примеру, основная традиция – подчинение младших кадетов старшим, чем, собственно, определялись главные принципы военной организации: умение отдавать приказы и выполнять их. В таком подчинении не было ничего необычного. Все дело в формах, в которых оно осуществлялось. В российских кадетских корпусах, кстати, физическое насилие вообще было сведено к минимуму, что нашло отражение в заповеди: «Младшим не драться, старшим не расправляться насилием». Послушание младших происходило не от страха перед силой, а из сознательного чувства восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать, стать такими же ловкими строевиками, хранителями заветов старины. В иных критических ситуациях эта подчиненность оказывалась эффективнее строгих приказов воспитательного персонала, особенно когда дело касалось кадетской чести.

Традиция, предписывающая старшим заботиться о «братьях меньших», возникла значительно позже. Она постоянно укреплялась, демонстрируя силу кадетского братства, ибо подлинная сила проявляется не в грубости, а в доброте. Отзывчивость, оказание помощи попавшему в беду собрату, заботливое отношение к сиротам были повсеместным явлением.

Другая общая традиция – нерушимое товарищество и главным образом недоносительство. Жаловаться начальству на товарищей было недопустимо. Такому «фискалу» первый раз ставили на вид, а второй раз устраивали «темную». Доносительства практически не было, как гласило правило: «В корпусах выдачи нет».

Нерушимое кадетское товарищество предполагало бережное, деликатное отношение друг к другу, скрупулезное соблюдение правил общежития. Об этом красноречиво говорят следующие заповеди: «Не подводить товарища под ответ за свои поступки», «Если запачкался сам, не пачкай чистых», «Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей»...

Традиции обязывали кадетов следить за своим внешним обликом, чистотою и опрятностью. Кадеты носили красивую, элегантную форму и должны были отличаться от гимназистов, реалистов и прочих «шпаков» особой щеголеватостью. Тот, кто нарушал ее на улице, мог быть немедленно отправлен старшим кадетом обратно в корпус. Так они сызмальства приучались ощущать себя представителями большого братства, гордиться принадлежностью к кадетской среде.

Существовали и официальные традиции кадетских корпусов. Это прежде всего их история, корпусные праздники, процедура проведения которых была у каждого своя (как и меню праздничного обеда), торжественные построения и марши по улицам города, храмовые праздники и дни поминовения, церемония прибивания знамени к древку, публичные концерты, спортивные выступления и пр. У каждого корпуса был свой цвет погона и его маркировка, свой девиз, выпускной жетон (нагрудный знак). Наиболее полно кадетские традиции нашли отражение в «Правилах Русского корпуса» или «Заветах генерала Адамовича своим кадетам».

Приведем наиболее важные из них. Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности. Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса. Быть бодрым. Закалять свою волю. Терпеть безропотно лишенья. Смотреть людям в глаза. Быть честным во всем. Помнить, что честен в великом лишь честный в малом. Не лгать. Не хвастать. Не хамствовать. Не быть грубым. Не сквернословить. Соблюдать трезвость. Знать свои недостатки. Не оправдываться ни тем, что «все по-волчьи воют», ни тем, что «один в поле не воин». Быть, а не казаться. Быть благодарным (благодарность – первый взнос в уплату долга и «шестое чувство человека»). Помогать товарищам. Не завидовать. Делиться. Не делать бесчестного даже ради товарищества. Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества. Не оскорблять. Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество. Уважать молящегося. Охранять младших кадетов как братьев. Не дружить во вред товариществу. Поссорившись, думать о мире. Не доносить и не сплетничать. Не бояться быть вежливым. Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, сон, труд и покой. Не выдавать грубостью и руганью своей не находчивости и ограниченности. Не барствовать перед прислугой. Не брать пищу до раздачи. Соблюдать за едой приличие. Не проявлять и не выказывать брезгливость.

Таков нехитрый перечень пунктов, по сути, морально-нравственного кодекса, выработанного веками. Он, согласитесь, актуален и по сей день…


20317