Опубликованная 5 марта с.г. статья «Нефтяная игла или нефтяная иглотерапия?» (авторы В. Конюхов и А. Рыльков) интригующе притягивает загадочностью названия и заставляет, не отрываясь, прочитать ее до конца.
Каждый раздел статьи представляется отдельной, самостоятельной темой с аргументацией цифровыми данными. Некоторые положения изложены лаконично, видимо, из-за ограниченности газетного объема, хотя хотелось бы большего.
Когда чиновник высокого ранга говорит, что наши запасы нефти и газа – это проклятие, то читатель невольно задумывается: на какой он стороне «баррикад»? Люди сейчас стали куда более начитанными, и громкими заявлениями их не смутишь. Авторы статьи используют такой понятный и доказательный критерий, как среднедушевой уровень той или иной страны, показывающий, с одной стороны, состояние ее экономики и, с другой, – индекс жизни отдельно взятого человека. Раздел «Будущее сырьевых стран» дает реальную картину развития нефтедобывающей отрасли в различных государствах. Причем не только сегодняшнего дня, но и в сценариях отдаленного будущего.
В России доказательной базой тому является колоссальная нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан с подключением позже месторождений Западной Сибири. А это выход на многочисленные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На взгляд рецензента, ученые довольно удачно обозначили процесс бурения любых скважин в геолого-разведочном производстве как иглотерапию. Может, кого-то и покоробит использование медицинского термина, но суть-то от этого не меняется.
Следующий раздел затрагивает общее состояние сырьевой базы страны и ее восполнение. Действительно, наметившееся падение добычи нефти в целом по России и, в частности, главном ее центре – ХМАО, вызывает озабоченность. Поэтому формирование новых центров нефтяной промышленности является одной из первых задач правительства. Но сразу же возникает вопрос, где? В настоящее время рассматриваются три перспективных региона: Западная Сибирь, Восточная Сибирь и арктический шельф. Все они, каждый по-своему, привлекательны. Правительство основную ставку сделало на Восточную Сибирь. Однако авторы считают, что с геологических позиций ее освоение может оказаться продолжительным и весьма затратным, что обуславливается сложными горно-геологическими факторами, практически полным отсутствием соответствующей инфраструктуры, суровыми природно-климатическими условиями.
Более выигрышно выглядит Западная Сибирь. И это правильно, поскольку здесь имеется всё: и достаточно высокая степень геологической изученности недр, и хорошо развитая инфраструктура (города, поселки, трубопроводная система, энергоснабжение, автомобильный и железнодорожный транспорт и т.п.), и богатая геологическая научная база. Вот только для дальнейшего наращивания углеводородного потенциала региона не хватает финансирования.
Что касается намерения выйти на арктический шельф, то вопрос этот не однозначный. Авторы полагают, что его надо изучать, не мешкая. Но так ли? Освоение нефтегазовых месторождений в северных широтах требует огромных затрат. Так, бурение морской скважины в несколько раз превышает стоимость проходки скважины на материке, а затем еще и транспортировка нефти на берег. Поэтому рецензент считает более верным такой подход: сначала провести детальные сейсморазведочные работы и только потом, на основе глубокого изучения полученных материалов, намечать участки под поисковое бурение, будь то море или острова. Например, в Карском море весьма перспективными могут оказаться острова Визе, Уединение. Правда авторов состоит в том, что указанные сейсмические исследования могут продлиться на годы, а фактор времени во все времена был определяющим.
Завершающий статью раздел затрагивает, пожалуй, главнейший сегодня вопрос – о диверсификации экономики России. Конечно, нет возражений, что надо создавать условия для роста высокотехнологической продукции, различного рода новейших промышленных разработок, что надо вкладывать средства в творческий потенциал человека как главного двигателя экономики наряду с одновременным, обоснованным снижением уровня добычи нефти. Статья заканчивается риторическим вопросом: продолжать России сползать на обочину нового технологического уклада или же совершить рывок к новой индустриализации?
Важность поставленного вопроса особо обострила недавняя конфронтация со стороны США и ее союзников из-за украинского кризиса, ведущего к далекоидущим глобальным последствиям. Это, вероятнее всего, сведется к возможности экономического давления на нашу страну. Например, Запад может за счет внедрения новых технологий снизить зависимость Европы от российских поставок энергоносителей. Чтобы противостоять таковым угрозам, России необходимо возрождение промышленности на новом уровне. Одним из первых шагов такой политики может быть создание самостоятельного агентства, пишут авторы, по внедрению инноваций в нефтегазовую отрасль, но обязательно с подчинением непосредственно президенту страны. Только в таком случае действительно возможен рывок к новой индустриализации.
Резюме: данная аналитическая статья интересная и содержательная. Она заставляет даже неспециалиста призадуматься, поразмышлять о проблемах, стоящих перед страной.