Они познакомились в июне 1940 года во Львове, недавно присоединенном к Советскому Союзу. Молодой лейтенант, летчик, приехавший туда в служебную командировку, и певица из ресторана. Русский офицер и польская аристократка. Так начинается захватывающая история любви, дружбы и жажды свободы, показанная в сериале режиссера Василия Пичула «Второе восстание Спартака».
Впрочем, прологов у этой истории может быть множество. Авторы, как колоду карт, тасуют события, происходившие в разное время. Да и география их весьма обширна – уже упомянутый Львов, польские леса, Москва, Карелия, Лондон. Человеческие судьбы, попавшие в жернова войны и политических игр. Но даже на краю смерти главным оставалась любовь, которая смогла стереть все условности и преодолеть все преграды. Перед силой которой не смогли устоять самые прожженные циники. Не устояли в прямом смысле слова – упали замертво.
Спартак Котляревский вырос в самом обыкновенном доме в центре Москвы. Его отец когда-то давно оставил семью, потом исчезла и мать. Его вместе с сестрой Владой воспитывала бабушка, но обделенными себя они не чувствовали. Учились, дружили – словом, жили жизнью советских граждан. Однако, в отличие от Спартака, твердо верившего в светлое коммунистическое будущее, Влада быстро поняла суть происходящего. Изучая иностранные языки, она имела возможность читать зарубежные издания и видеть, как безжалостно их обворовывали, сколького лишили в этой стране. Поэтому она отказалась выйти замуж за друга детства, соседа, ставшего офицером НКВД. Был в этой компании еще один странный парень – Марсель, промышлявший воровством и мечтающий попасть на юг Франции, в город «имени себя». Но, несмотря на такие идеологические расхождения, молодые люди неплохо ладили. Они даже не представляли, какой выверт сделает с ними судьба.
Жизнь польской аристократки княгини Беаты Ломницкой до поры до времени напоминала сказку. В ней было все, что полагалось для девушки ее статуса, – дорогие вещи, светские приемы, блистательные поклонники. Она получила прекрасное образование, знала несколько языков, в том числе и русский. И казалось, что ее судьба предопределена – брак с подходящим человеком, череда раутов, жизнь в роскоши. Но все рухнуло в 1939 году, когда Польша перестала существовать как независимое государство. Можно было смириться с судьбой, но Беата обладала редкой волей. И вот уже княгиня становится профессиональной диверсанткой. Она расчетлива, умна, красива, и у нее нет ни капли жалости. Беата хладнокровно уничтожает врагов Польши, а это не только немцы, но и советские офицеры. И во Львов она прибывала с особой миссией. Ей указали на двух летчиков, которых она должна убрать. И тут впервые у нее случился сбой.
В 1941 году Спартак получил особое задание – сбросить бомбы на Берлин. Казалось, миссия невыполнима. Даже часть руководства не верила, что все получится. Но у него получилось, правда, не совсем точно. На обратном пути самолет Спартака рухнул
в Западной Украине. Летчику грозила верная смерть. Но у местных полицаев его отбила польская диверсионная группа (теперь союзники), которой руководила Беата. Искра, промелькнувшая год назад, вспыхнула с новой силой. В течение всей войны Спартак и Беата совершали массу дерзких нападений на немецкое командование. В 1944 году Спартак совершил невероятный для советского человека поступок – принял католичество и обвенчался с любимой. Такой рай посреди ада. Но после войны никому не нужны были сомнительные герои, ни просоветской Польше, ни СССР. От лап чекистов не удалось скрыться даже в Лондоне, они вернули Спартака на родину и впаяли 15-летний срок за измену, отправив в лагерь в Карелию. И теперь у него задача – выжить, а у Беаты цель – спасти мужа. И ради него она готова на все: проникнуть в советское посольство, оставив после себя несколько трупов, пробраться в Советский Союз, чтобы найти Спартака и устроить ему побег.
В лагере Спартак сталкивается со своими старыми друзьями по подъезду. Один стал начальником оперчасти, другой – вор в законе. Сохраняя видимую субординацию, все стараются помочь друг другу, хотя не всегда получается. Но даже в таких условиях Спартак остается человеком, он все чаще вспоминает своего тезку, римского гладиатора, поднявшего восстание, прослеживая аналогию. А за Беатой, прилетевшей в Москву, по пятам следуют чекисты. Но столь хорошо обученные, идеологически выверенные люди не в силах остановить любящую женщину.
Все 12 серий идут динамично, не сбивая темпа и оставляя зрителей в напряжении. В сериале нет проходных сцен, каждая важна, из них, как из мозаики, складывается целостное полотно. Невозможно отвлечься, надо внимательно смотреть, чтобы не упустить ни одной детали. Тем более повествование идет не в хронологическом порядке, часто возвращается к тем или иным событиям. Еще одна удачная находка – вкрапление документальных фильмов, снятых в СССР в качестве агиток. Как собирается страна встречать новый, 1947 год, как выполняется план по заготовке древесины (разумеется, никто не упоминает, что для этого используется каторжный труд заключенных). Хороши и актерские работы. Татьяна Арнтгольц очень органична в роли Беаты. В ней сочетание холодного расчета и страстной любви. Удивительно, как эти глаза могут излучать стальной блеск и нежность. На мой взгляд, она – движущая сила ленты. Остальные ей подыгрывают, но на достаточно высоком уровне. Константин Крюков, исполнивший роль Спартака, хотя и не до конца ушел от амплуа красавца, но вполне достоверен. А узнать в начальнике оперчасти рыжеволосого паренька из «Ералаша» Александра Лойе невозможно, чего он и добивался. В его взрослой жизни режиссеры не спешат засыпать актера предложениями, очевидно боясь ассоциаций. Интересный образ вора в законе Марселя создал Кирилл Плетнев. Он не мрачный тип, говорящий на жаргоне, а этакий авантюрист, живущий по понятиям, но не утративший общечеловеческой морали.
Сериал снят в 2012 году, так что никаких политических целей, как показ присоединения Львова к СССР или западноукраинских полицаев, не преследовал. Просто исторические факты, от которых не уйдешь. К сожалению, он демонстрировался только на кабельном канале и не был доступен всем. В прошлом году во время встречи Татьяна Арнтгольц, рассказывая мне о своих новых работах, призналась, что с нетерпением ждет выхода этой ленты на экраны, так как роль Беаты считает очень интересной. Совсем недавно Татьяна Арнтгольц и Константин Крюков снялись вместе в картине «Чемпионы», где сыграли известных фигуристов Елену Бережную и Антона Сихарулидзе. Мнения о том, насколько точно им удалось передать образы реальных людей, разошлись. Но нет никаких сомнений, что они прекрасно понимают друг друга в кадре. Там опять была любовь, только на этот раз препятствие на своем пути – в виде погони за олимпийским золотом – она не смогла преодолеть. Но по роли Елены Бережной видно, насколько Татьяна – разноплановая актриса. А недавно ее признали и в театральных кругах, хотя она никогда не служила в репертуарном театре, а играла только в антрепризах. Арнтгольц вручили премию за роль Гитель в спектакле «Двое на качелях».