Тему сегодняшней беседы неожиданно подсказала коллега по перу. «Что такое маргиналия?» – спросила она. Это слово употребил ее собеседник во время интервью.
Первая мысль: маргиналия каким-то образом соотносится с маргиналом. Это тот, кто утратил прежние социальные связи, кто находится на грани общества (бомжи, бездомные, безработные и т. п.).
Открываем словарь иностранных слов. Маргиналии – 1) пометки на полях рукописей или книг; 2) полиграфический термин: заголовки (или «фонарики»), вынесенные на поля книги, журнала, письма. Обычно такие «знаки» применяются в учебной и справочной литературе, чтобы облегчить поиск нужных сведений.
Маргиналии обнаружены на полях старославянских текстов X–XI веков. Яркий тому пример – «Остромирово евангелие» (1056-1057 гг.), памятник русского извода. Здесь встречаются не только надписи, но и рисунки.
Первое наше знакомство с маргиналиями происходит в школе. Именно на полях тетрадок красными чернилами учителя указывают на ошибки, оставляют свои рекомендации.
Множество пометок, примечаний, комментариев находим на страницах книг из личных библиотек великих людей: общественных деятелей, ученых, писателей. Порой они являются свидетельством напряженной работы мысли, исканий. Да и мы, простые смертные, не раз оставляли «записки на полях».
А вот пример образного использования слова маргиналии. «Окраины не следует путать с предместьями: они – поля книги, и если они наступают, то потому, что набухли содержанием, которому на маргиналиях тесно; предместья же бездарно и мстительно бунтуют» (Павел Крусанов. О природе соответствий).
Маргиналия восходит к латинскому marginalis – «находящийся на краю». Тот же древний корень margo – «край» в слове маргинал. В социологии этим термином обозначают тех, кто утратил прежние социальные нормы поведения и не приспособился к новым условиям жизни. Так обычно говорят о мигрантах, представителях национальных меньшинств, выходцах из сельской местности. Отсюда понятия маргинальная личность, маргинальная группа, маргинальная культура, маргинальная литература – во всем пограничность положения, промежуточность, край. Человек находится на границе различных социальных групп, культур и испытывает влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.
К слову маргинал близко по значению изгой. Мы встречаем его в «Русской Правде» – своде законов XI века. «Изгоем был вообще человек, почему-либо не могущий остаться в прежнем своем состоянии и не примкнувший еще ни к какому новому», – замечает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен». Известны были изгои деревенские, городские, церковные, богадельные. Все они стояли на самой последней ступени общественной лестницы. Предполагают, что изгои появились в период разложения родового строя. Выходец из одной общины, принятый в другую, может быть, с некоторыми ограничениями в правах, мог оставаться здесь под именем и на положении изгоя.
Изгой образовалось, по мнению многих ученых, от глагола изгоити, который, в свою очередь, связан с гоити – «давать жить, устроить, приютить». А корень гой представляет собой перегласовку корня в слове жить (givas – «жизнь»). Этимологически изгой – «человек, лишенный заботы, приюта, выброшенный из жизни».
Синонимами изгой являются отверженный, отщепенец, пария.
Вплоть до XX века слово изгой употреблялось только применительно к человеку, который оказался почему-либо вне существующих общественных группировок. У Константина Федина читаем: «Если бы не эта маленькая женщина… Меркурий Авдеевич не жался бы у чужого порога не то нищим, не то изгоем».
В повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо» изгой встречается в более широком значении – отверженный: «Хозяин беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем».
Маргинал, в отличие от изгоя, не обязательно представитель социального «дна». Например, маргинал в искусстве, литературе – автор, придерживающийся резко индивидуальной, отличающейся от общепринятой, творческой манеры. Маргинал – это тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения. И в этом смысле маргиналами были Галилео Галилей, Малевич, Сальвадор Дали, Лев Толстой, Андрей Сахаров. А Федор Конюхов, чья жизнь проходит в путешествиях, разве не маргинал?
Блогер Павел Егоров написал: «Маргиналами были многие великие личности. Они создавали или делали то, что их современники не принимали, а их последователи до сих пор разбирают и почитают… Маргинал может развивать общество или разлагать, быть человеком будущего или быть атавизмом культуры. Такие люди есть везде – и в Германии, и в Японии, и в Африке, и в России… Маргинал – это тот, кто вне системы, тот, кто в меньшинстве».
А вы как думаете?