Музей искусств и искусство политики

В Тюмени, на улице Орджоникидзе, 47, находится областной музей изобразительных искусств. Его уникальные коллекции насчитывают более 10 тысяч экспонатов. Сегодня музей полностью занимает все этажи массивного серого здания, которое построили в 1968 году совсем для другой цели.

В награду – фотоаппарат «ФЭТ»

Автор проекта – профессор архитектуры Виктор Дмитриевич Станкевский – рассказывает о своем детище:

– Был объявлен конкурс на лучший проект здания Политпросвета, выиграл его Миша Гурбо. Но все проекты отправили в Москву. Там посмотрели и ткнули пальцем в мой. Отвели узенькую полосочку земли, дом получился почти на красной линии. Поставили коробку, и Борис Евдокимович Щербина, первый секретарь обкома партии, со своей свитой пришел посмотреть, что мы тут строим. А главная задача была сделать все как можно дешевле, потому что финансирование шло на деньги партии.

У меня в проекте были витражи, зав. строительным отделом удивился: «Это еще зачем? Все должно быть типовым, отделка – силикатный кирпич». Я рассказывал о задумках Щербине, он походил-походил и вдруг заявляет: «Из этой коробки будем делать дворец!». И как закипела работа! Я внес скульптурную композицию – горельеф Маркса и Ленина, до этого в Тюмени подобное не применялось. Художественный фонд дал справку – это обойдется в 10 тыс. рублей. Цокольный этаж облицевали искусственным черным гранитом. По тем временам получился дворец, только зал на 600 мест был самым большим в Тюмени. Сдавали Политпросвет в эксплуатацию к Новому году, меня наградили фотоаппаратом «ФЭТ».

Что же было в политическом дворце? Своими воспоминаниями поделился кандидат философских наук Владимир Захаров:

– При входе тебя встречали строгие вахтеры, наверняка из КГБ или военные. Сразу спрашивали: «Куда направляетесь?». Всех посетителей они знали в лицо. В подвале находились гардероб и столовая, в которой очень хорошо кормили. Ведь повара были те же, что и в столовой обкома партии. В дефицитное время там продавали копченую колбасу, благородную рыбу, великолепную выпечку и все по смешным ценам. Один философ приходил в столовую с баночками, чтобы взять домой обед. Ему сделали замечание, он сильно возмутился: «Как так нельзя с собой взять! А чем я ребенка кормить буду?!». Эту столовую облюбовали общественники Тюменского индустриального института, в 14 часов они собирались на обед, в 16 – в буфет. Вуз-то в двух шагах от Политпросвета.

На первом этаже находилось област-ное общество «Знание». Его представители, а это были кандидаты наук и доктора, выступали по всей области с лекциями по экономике, политике. Я читал лекции на темы семьи и брака, о любви. Платили за публичные выступления по тем временам хорошие деньги. Интересно, что при обществе «Знание» собирались неформалы, экстрасенсы, целители, люди, наделенные неординарными способностями.

На втором этаже располагались аудитории, часть кабинетов занимали консультанты Дома Политпросвета. Помню библиотеку, в ней было чинно и тихо. На стеллажах стояли труды по марксизму-ленинизму, философии, экономике. Здесь могли прочесть материалы, которые не публиковались в широкой печати. На третьем этаже размещался большой зал. Он использовался для лекций, приезжали их читать партийцы из ЦК КПСС, устраивались пленарные заседания научно-практических конференций. Работал вечерний университет марксизма-ленинизма. Поступали в него те, кто имел высшее образование, этот университет нужен был для карьерного роста. Слушатели его были в возрасте от 24 до 60 лет. Занятия вели лучшие ученые и лекторы: философию читал Федор Андреевич Селиванов, этику – Николай Дмитриевич Зотов и Владимир Иосифович Бакштановский, эстетику – Владимир Петрович Парубочий. Послушать Владимира Петровича приходили очень многие, всем желающим даже не хватало мест. Он был великим лектором. Социальную психологию читал Юрий Михайлович Федоров, политэкономию – Геннадий Сергеевич Золотухин, потом он ушел в журналистику. Долгое время в Политпросвете работал дискуссионный клуб «Современник», в котором обсуждались проблемы воспитания, морали, искусства. После демонстрации фильмов, которые еще не поступили в прокат, люди высказывали свои мнения. Например, показывали «Калину красную», «Фонтан», «Ва-банк», «Маленькую Веру». Одно время возглавлял этот клуб доктор философских наук Федор Андреевич Селиванов.

Кстати сказать, директор Дома Политпросвета был в ранге завотделом пропаганды обкома партии. В здании царила торжественная обстановка: паркет, красные дорожки.

Визит Патриарха

И всего лишь часть политического здания занимала картинная галерея. Вход был с торца. Главным хранителем в ней работал ленинградец Евгений Кроллау, выпускник Института живописи им. И.Е. Репина. Благодаря ему активно комплектовалась коллекция русского и западноевропейского искусства из частных собраний Ленинграда и Москвы. Искусствовед Людмила Овсянкина добавила штрихи к портрету незаурядного человека:

– Кроллау после Тюмени несколько лет работал главным хранителем в Государственном Русском музее в Ленинграде, в Москве – в Историческом музее. Нас он не забывал, помогал с выставками. В 1995 году, когда здание Политпросвета полностью нам передали, приехал Кроллау. Он ужасно расстроился, что еще все не готово. Сказал: «Вот вы, девочки (так он обращается к сотрудницам), активно вели борьбу за здание, теперь вы должны показать, чем владеете». Я заметила: «А слабо, вам, Евгений Константинович, сделать экспозицию до вашего отъезда?». Он подумал и… взялся за работу. Мы все были в шоковом состоянии, он поставит Айвазовского, Заболотского: «Так, у вас есть работы Хруцкого. Все сюда!». И буквально за полтора дня сделал плотную, большую выставку, которая была в нескольких местах даже трехэтажной! Кроллау из своей личной коллекции подарил музею старинный шикарный нож для разрезания бумаги...

Когда Политпросвет прекратил свое существование, в 90-х годах освобожденные площади занял юридический факультет ТюмГУ.

24 июня 1994 года в актовом зале состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия II с руководителями области и города, преподавателями вузов, студентами. Мне довелось быть на той встрече, помню, что из-за задержки рейса собравшиеся долго ждали патриарха, стояла духота, но никто не ушел. Когда Алексий II говорил, то в зале стояла тишина, казалось, люди боялись пошелохнуться. Он рассказывал о заботах Церкви в современном обществе, об отношении ее со светской властью, опасности различных сект, ответил и на многие вопросы слушателей. Пожелал: «Хочется, чтобы благословенная богатая Тюменская земля, на которой живут 125 национальностей, показала бы пример мира и согласия тем городам и мегаполисам, в которых люди слишком политизированы. Всем, дорогие мои, желаю счастья!».

Приезжал глава Русской православной церкви в Тюмень с рабочим визитом, он знакомился с положением дел в епархиях.

Кот охранял музей

Сегодня здание полностью принадлежит музею изобразительных искусств. (Картинная галерея преобразована в музей в 1987 году). Когда я направлялась к выходу, обратила внимание на пост охраны, сразу вспомнился курьезный случай, который наделал много шума. В году 1992-м по ночам в музее несколько раз срабатывала сигнализация, и милицейские уазики мчались по тревоге, но нарушителей спокойствия никак не могли задержать. Виновниками оказались… мыши. Вскоре с ними лихо расправился приблудный кот, в благодарность сотрудники музея приютили хвостатого…

Упомянутый горельеф Маркса и Ленина, автор которого художник Виктор Мурашёв, уже не первый год закрыт полотнищем. Очевидно, что со временем бывший Политпросвет будет реконструирован. Профессор архитектуры Виктор Станкевский разработал смелый проект перестройки в духе современных веяний.

В мае 2006 года в Тюмени впервые прошла акция «Майская ночь в музее». Никогда еще в жизни я не видела такого столпотворения в его залах. Около семи вечера движение транспорта на ул. Орджоникидзе перекрыли. По улице почетный круг совершили всадники на лошадях, известив тем самым о начале действа. Было на что посмотреть: дефиле мод, произведения художников, выставленные прямо на песке, занятные конкурсы. 13-10-2Организаторы акции разожгли немалое любопытство молодежи к выставкам, к фотосессии, на которой можно было запечатлеться в старинных костюмах, к викторинам, за участие в которых бесплатно кормили в ресторане, и тюменцы чуть ли не штурмом брали музей изобразительных искусств. Увлекательная программа была рассчитана до двух часов ночи. Акция прошла успешно, и с тех пор «Майская ночь» стала традиционной.

В конце 2008 года музей изобразительных искусств и краеведческий объединились в одну структуру, так в городе появилось ГУК ТО «Музейный комплекс» имени Ивана Яковлевича Словцова.

С торца бывшего Политпросвета располагается корпус Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. В одной из аудиторий молодежный экспериментальный шекспировский театр Алексея Ушакова 31 октября 2009 года впервые в России поставил спектакль для незрячих тюменцев. Постановка была по роману Татьяны Толстой «Кысь».


20125