Уж сколько нам являли камни – и драгоценные, и поделочные, а смотреть на них все не надоедает. На этот раз красоты земных недр представил музей-усадьба купцов Колокольниковых на выставке «Самоцветы: от изумруда до аметиста», а привез их в Тюмень из Екатеринбурга директор Уральского центра камня Фират Нурмухаметов, геолог, своими руками добывший множество интересных экспонатов.
Сначала думали показать ювелирные изделия, но потом решили, что интереснее будет проследить эволюцию минерала от горной породы до того состояния, когда он вот-вот будет заключен в оправу, чтобы украсить чью-то шейку или ручку, или станет частью декоративной вещицы и займет место на полке. У каждого камня в мире людей есть своя история и репутация, каждый окружен легендами, едва ли не каждому хоть раз посвящали стихи. Анненского пленял «холодный сумрак аметиста», Бальмонт отдавал дань рубинам, «в которых пламень ал, как будто в нем пожар излитой крови», Гете восхищался жемчужиной, которая «прекрасна и светла», а Гумилев описывал бледный опал, что прихотливо мерцает «затаенным в нем красным и синим огнем»…
Как ни странно, трудней всего припомнить стихи о бриллианте. Словно этот символ роскоши и власти слишком высокомерен для того, чтобы вдохновлять поэтов. Или его образу не хватает тайны, изюминки? Едва ли. «Настоящий бриллиант очень богат игрой, – отмечает заведующая музеем Татьяна Симоненко. – Если вы найдете место, чтобы солнце попадало на камень, но не мешало его рассмотреть, то чего вы там только не увидите! Игру света и тени. Лучи. Преломления. Грани. Целый букет цветового излучения». Крупные бриллианты мир знает по именам – «Шах», «Куллинан», «Орлов»… Бриллиантики на выставке совсем маленькие, а красоту бриллиантовой огранки можно оценить на примере кварца – цитрина, дымчатого кварца, горного хрусталя. В этих камнях – свой блеск, своя прелесть: «Как хорош, при огнях, ограненный хрусталь…»
Украшения с бриллиантом лучше всего подходят на роль фамильных драгоценностей. Опытный глаз без труда угадает старинную вещь. В былую пору считалось, «что ни красное золото, ни желтое золото не должны украшать собой бриллиант. По понятиям того времени, бриллиант должен быть немного сизоватым, иметь голубоватый оттенок дыма. А для этого необходимы либо платина, либо белое золото. И таких секретов у ювелиров великое множество». Впрочем, современные мастера охотно разрушают стереотипы, тем более что алмаз от природы может иметь разные оттенки – розовый, голубой, даже желтый.
Если бриллиант в белом золоте кажется вам слишком холодным, стоит обратить внимание на изумруд, аметист, топаз, гранат… Все они представлены на выставке. Зелень изумруда варьируется от светлой до густой, насыщенной, но она всегда радостная, как первая листва по весне. «Если поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким», – писал Куприн. Этот камень принадлежит к породе бериллов, из которой происходят также драгоценные аквамарин и гелиодор, а собственно берилл бывает и зеленым, и желтоватым, и серым, и просто бесцветным. Топазы и гранаты подобраны так, чтобы поразить зрителя разнообразием оттенков. Кстати, «гранатовый браслет из одноименного произведения Куприна – не выдумка, жена писателя имела как раз такой».
Фират Нурмухаметов не смог остаться на открытие выставки, но во время монтажа успел рассказать Татьяне Симоненко много интересного, а заодно выразил свое возмущение варварскими технологиями горнодобычи. Тот же берилл в сопутствующих породах от механического воздействия теряет форму, растрескивается или получает скрытые повреждения, которые проявляются лишь при огранке. «Случается, гранильщик работает месяц, наносит уже сотую грань, и в этот момент камень может расколоться». Бережного отношения требует и аметист. Часто он рождается в жеодах – замкнутых полостях – в виде крупных кристаллов или щетки мелких камешков. Такие жеоды надо добывать аккуратно, вручную, а не крушить комбайнами – тогда камни внутри останутся годными для огранки.
Символ Урала – малахит. Но местного камня на выставке совсем немного, что неудивительно, ведь в наше время добыча малахита на Урале не ведется. Нынче славен малахит африканский. Он и, правда, красив. Но для нас этот зеленый камень навсегда связан с малахитовой шкатулкой и Хозяйкой Медной горы из сказов Бажова. Кстати, шкатулка малахитовая лишь снаружи – тонкие пластины ценного минерала наклеены на готовую форму и стыкуются так, что зазоров не видно, а узор перетекает с пластины на пластину, демонстрируя высочайшее мастерство камнереза.
В шкатулке лежат кусочки самородного золота и серебра. Рядом в витринах красуются бирюза, янтарь, пренит, друзы хрусталя, шпинель, турмалин и другие творения природы. Выставлено приспособление для огранки, меры XIX века, которые использовались при покупке золотого песка у старателей. А есть еще масса интересных историй о камнях. Например, о том, что державу – знак власти российских императоров – со времен Екатерины II украшал цейлонский сапфир яйцевидной формы в двести каратов. Что аквамарин особенно любим в окруженной морем Англии. Топаз во Франции считался талисманом Манон Леско. В Древней Руси изумруд слыл антидемоническим камнем. Бирюзу в XVII–XVIII веках часто вставляли в обручальные кольца – как символ супружеской верности. Опал не любит солнца, а любит воду. Рубин оберегает от дурных снов. Украденный бриллиант приносит несчастья. Горный хрусталь благоприятствует тем, кто родился под созвездием Девы… А что из этих занимательных историй принимать на веру, решайте сами.