Здравствуйте, уважаемые читательницы! На этот раз в рубрике «Мастер-класс» мы будем изготовливать поднос в стиле шебби-шик. Как всегда, демонстрировать и комментировать процесс станет мастерица Ольга Кладикова.
Шебби-шик – это стиль. Само название буквально можно перевести, как «потёртый блеск» или «потёртый шик», что и отражает его сущность. Мебель, предметы домашней утвари и элементы декора выполняются в светлых, пастельных тонах, преимущественно белом, нежно-розовом, слоновой кости, нежно-голубом. Характерны лёгкие цветочные мотивы, главным образом – розы, ангелочки. Из геометрических узоров допускается чуть заметная клетка или полоска. Все декорируется таким образом, чтобы производить впечатление старины, «с налётом времени». Для этого применяются различные техники, от кракле до потёртости методом «парафина».
Шебби-шик – очень молодой стиль, рождённый в конце 80-х годов двадцатого века. Его автор – Рэчел Эшвел (Rachel Ashwell). Начинала она с того, что декорировала приобретённую на распродажах и блошиных рынках старую мебель, в начале – для собственного дома, для своей семьи. Со временем увлечение перешло на новый уровень, начались продажи. Мебель, отреставрированная в нежных, светлых тонах, стала пользоваться большой популярностью. Со временем к мебели Рэчел создала ряд аксессуаров соответствующего стиля, ассортимент расширился от чайных наборов до текстиля. Кстати сказать, заметьте – далеко не во всех этих предметах применяется техника декупажа. Стиль – это стиль, и не важно, какими техниками вы пользуетесь для того, чтобы ему следовать.
В этом мастер-классе рассмотрим как раз технику декупажа в стиле шебби-шик.
Нам потребуется:
- деревянный поднос или другая деревянная заготовка;
- акриловый грунт (желательно черного цвета);
- лак для кракелюра (можно и без него);
- акриловые краски;
- акриловый матовый лак;
- свечка;
- структурная паста или шпатлевка по дереву;
- трафарет;
- наждачная бумага;
- салфетка трехслойная или декупажная карта;
- клей ПВА.
Подготовим заготовку к декорированию – тщательно ошкурим поверхность наждачной бумагой, уберем все неровности и шероховатости на дереве. Если есть сколы, дырочки, их нужно замазать шпатлевкой, высушить и снова ошкурить до гладкого состояния. Не пренебрегайте данным этапом.
Чтобы уменьшить расход краски и усилить сцепление слоев, поднос загрунтуем акриловым грунтом черного цвета, не забывайте покрыть дно и боковины с двух сторон, оставляем сушиться, снова шкурим наждачной бумагой или специальным блоком. Если у вас нет грунта, воспользуйтесь черной или темно-коричневой акриловой краской. В некоторых местах наждачная бумага снимет слой грунта, это не страшно.
Следующий шаг – красим поднос в цвет дерева темно-коричневой акриловой краской, он будет просвечивать сквозь потертости. Оставляем сушиться. Очень важно давать время на полное высыхание каждого этапа, не торопитесь, а то испортите всю работу.
На боковых стенках сделаем объемные элементы. Трафарет прикрепляем на строительный скотч, наносим ровный слой структурной пасты или шпатлевки по дереву (примерно 2-3 мм) и сразу же снимаем трафарет. Оставляем сушиться. Если нужно исправить рисунок, делаем это зубочисткой после высыхания. Выравниваем толщину рельефа наждачной бумагой. Затем рельефный рисунок также окрашиваем в коричневый цвет.
На дно подноса предлагаю нанести специальный медиум Плейд, который покроет трещинками следующий слой краски, такое средство называют одношаговым кракелюрным лаком, он выпускается несколькими производителями, в том числе и российскими. Следуйте инструкции на упаковке.
Я нанесла равномерно кистью медиум и оставила сохнуть до «отлипа», т.е. когда палец немного прилипает, но остается сухим. Чтобы получить небольшие аккуратные трещинки, краску цвета слоновой кости нужно наносить поролоновым спонжем, а не кистью. Прямо на ваших глазах по мере высыхания верхнего слоя будут появляться трещины. После того как они полностью просохнут, покройте дно подноса двумя слоями лака.
Теперь воспользуемся любой хозяйственной свечкой, натрем ею все грани, углы и рельефный элемент подноса, крошки аккуратно смахнем мягкой тряпочкой или кистью.
Готовим краску цвета слоновой кости, если нет готовой, то к белой добавьте капельку цвета охры и тщательно перемешайте. Полученным цветом окрашиваем весь поднос, возможно в два слоя с промежуточным просушиванием каждого, цвет должен быть ровным без просветов темного фона.
Когда светлая краска окончательно высохнет аккуратно наждачной бумагой или жесткой стороной хозяйственной губки снимаем краску в местах, натертых парафином. Проявляем налет старины. Не нужно прилагать много усилий, потертости должны выглядеть естественными, появившимися со временем.
Поднос окрашен, состарен, пора примерить подходящие мотивы из трехслойных салфеток или декупажной карты.
Вырываем розы из салфетки, отделяем два нижних белых слоя и прикладываем красочные фрагменты на дно подноса, сверху аккуратно промазываем клеем ПВА. Клей растягиваем от центра к краю, выгоняя пузырьки воздуха и расправляя складочки. Покрываем поднос тремя–пятью слоями акрилового матового лака и обязательно просушиваем каждый слой.
Поднос готов!
Желаю приятного творчества!