Тюменский театр “Ангажемент” вернулся из Москвы, где в рамках проекта “Новая пьеса”, входящего в программу фестиваля “Золотая Маска”, показал самую необычную премьеру сезона “Записки на сгущенке. Клавдия”. О том, как съездили, что было, что будет, чем завершится сезон нынешний и чего ждать в следующем, рассказал актер, директор и художественный руководитель “Ангажемента” Леонид Окунев.
Проект “Новая пьеса” – своего рода фестиваль внутри фестиваля, придуманный организаторами “Золотой Маски” вместе с московским театром документальной пьесы “Театр.doc”, чтобы привлечь внимание к современной драматургии, смелой, экспериментальной по форме и содержанию. Наши “Записки на сгущенке” в постановке Олеси Невмержицкой – как раз такая история, построенная на текстах подлинных дневников, писем, автобиографических записей главной героини и ее родных.
В пьесу все это собрал молодой драматург Андрей Стадников. От него же стало известно, что постановкой заинтересовалась Елена Ковальская, театральный критик и арт-директор Центра им. Мейерхольда. Это было еще на стадии репетиций. Дальше – как положено. Подали заявку, отослали видеозапись спектакля, а 1 декабря сыграли “Сгущенку” для отборочной комиссии. Из-за этого даже перенесли на другой день “Мещанина-дворянина” по Мольеру...
Десять спектаклей “Новой пьесы” игрались вне конкурса “Золотой Маски”, большинство – на сцене Центра им. Мейерхольда. Достойных отбирали не только в России. В программу попали коллективы из Украины, Узбекистана, США, Литвы, Латвии. “Записки на сгущенке” могли бы претендовать и на участие в основном конкурсе, если бы “Ангажемент” успел подать заявку до 1 августа прошлого года. Но официально спектакль увидел свет рампы только в ноябре. Конечно, никто не запрещает тюменцам попытать счастья в следующем году… Однако лучше с чем-нибудь новым.
Проект “Новая пьеса” не дает возможности побороться за призовые места, но гарантирует театрам-участникам главное – внимание заинтересованной публики и квалифицированную оценку экспертов. После спектакля предусмотрено обсуждение с участием и театральных профессионалов, и зрителей. А зрители на “Новую пьесу” приходят знающие и подготовленные. Многие ли захотят остаться, чтобы поговорить об увиденном? Если да, то это уже награда. Тюменская “Сгущенка” оказалась одним из двух наиболее популярных спектаклей “Новой пьесы”. Мнения зрителей в оценке разных частей постановки разошлись. Кому-то больше понравилась первая – о военной молодости Клавдии, а последняя, посвященная ее уходу из жизни, показалась слишком тяжелой и затянутой. Кто-то, наоборот, счел первую часть слишком литературной – в ущерб документальности. В “Ангажементе” рады любым отзывам, даже отрицательным. Главное, что зритель не остался равнодушным. Не менее важны суждения критиков, таких, как Елена Ковальская, Кристина Матвиенко, Григорий Заславский… Ему, кстати, не вполне понравилась сама пьеса – то, как скомпонован документальный материал. Еще один упрек: за музыкой, случалось, не было слышно текста – актеры не успели адаптироваться к новому залу.
Времени на освоение незнакомого пространства у тюменцев было совсем немного. В Москве “Ангажемент” провел три дня. Декорации монтировали в ночь, на следующий день с полудня начались репетиции – световая, музыкальная, затем прогон спектакля. В это время Заславский позвал тюменского худрука на “Радио России” поговорить о театре в своей авторской программе… А вечером – спектакль. Несмотря на экстремальные условия, “это был очень хороший показ”, отмечает Леонид Окунев. Выступление в столице, на известной площадке, перед взыскательной публикой мобилизует актеров. На роль Клавдии (и ее правнучки Саши) определены две исполнительницы – Юлия Шек и Ирина Нестерова. Роль Анны, внучки главной героини, делят Татьяна Лузина и Анастасия Гавшина. У остальных замены нет. Впрочем, “замена” слово неподходящее. На самом деле актрисы абсолютно равны и играют по очереди. При этом они очень разные. Юлия Шек более эмоциональна, Ирине Нестеровой ближе сдержанно-документальная манера… Хороши обе, и Леониду Григорьевичу трудно объяснить, почему режиссер Олеся Невмержицкая попросила отправить в Москву именно Ирину Нестерову. Сейчас театр подал заявку на участие в фестивале “Арт-миграция”, который состоится в Москве осенью, и если “Сгущенка” пройдет отбор, играть Клавдию будет Юлия Шек.
После возвращения с “Новой пьесы” спектакль показали на родной сцене. И отправили на консервацию как минимум до осени. Не потому, что для Тюмени постановка слишком необычна и не все зрители готовы ее принять, а по причине гораздо более приятной. Екатерина Душина, исполнительница роли Галины, невестки Клавдии, уходит в декретный отпуск. Чтобы ее заменить, пришлось бы начать репетиции с нуля. Поэтому к тюменской публике удивительная Клавдия со своими “горькими записями на сладкой обертке” (как сказал критик Павел Руднев) вернется лишь в следующем сезоне. Вернется, чтобы снова и снова говорить о самом важном – о любви и смерти, о боли и невзгодах, о семье, о судьбе, о роде и традициях. Откровенно, без прикрас. Именно так, как надо…
Совсем недавно, к 8 марта, театр выпустил новинку “Господин, который платит” по пьесе Ива Жамиака. Но до конца сезона еще есть время, и “Ангажемент” готовит очередную премьеру по трем одноактным пьесам Николая Коляды – “Скрипка”, “Бубен и утюг” и “Капсула времени”. Рабочее название этого коктейля “Три в одном”. Ставит спектакль Эмиль Тукаев. Показ назначен на 17 апреля, репетиции в разгаре. Окунев занят в “Капсуле времени” вместе с Николаем Кудрявцевым, своим партнером по спектаклю “Носферату”. Но если там Леонид Григорьевич играл старуху Амалию, то в новой пьесе женская роль досталась Кудрявцеву. В июне с постановкой “Три в одном” “Ангажемент” рассчитывает отправиться в Екатеринбург на свой любимый фестиваль “Коляда-Plays”. Там можно не только себя показать, но и на других посмотреть, пообщаться, завязать новые знакомства, которые в будущем, не исключено, откроют двери в другие города и на другие фестивали. А пока Эмиль Тукаев параллельно работает над спектаклем “Умная собачка Соня” для самых маленьких, то есть для детишек от двух до пяти лет.
Кстати, свои спектакли “Ангажемент” возит не только в Москву и Екатеринбург (а также Ташкент, Баку, Кишинев, Ялту), но и в населенные пункты Тюменской области – Заводоуковск, Омутинку, Юргу. Вагай на очереди... В такие поездки артисты отправляются с особым удовольствием. Зритель-то в районах изголодавшийся, а значит, отзывчивый и благодарный. Тем более что там строятся новые Дворцы культуры с отличными сценами и современным оборудованием.
В следующем сезоне театр рассчитывает выпустить не меньше пяти-шести премьер. Возможно, что-то из русской и советской классики. Но Леонид Окунев не торопится забегать вперед – пусть новинки станут для зрителей сюрпризом. Возможно, одна из них окажется достаточно хороша, чтобы взлететь на Олимп “Золотой Маски”… А пока, в Международный день театра, “Ангажемент” учреждает собственную шутливую театральную премию “Золотая котурна*”. За невыдающуюся театральную деятельность. Так-то.
* Котурны – в античном театре обувь с очень толстой подошвой, которую надевали трагические актеры для увеличения роста и придания фигуре величественности. “Встать на котурны” – означает создать впечатление значительности, внушительности.