Владимир Путин изложил свою позицию
Во вторник Президент РФ Владимир Путин встретился с журналистами и изложил свою позицию по событиям на Украине. По мнению президента, «оценка происшедшего в Киеве и на Украине может быть только одна – это антиконституционный переворот и вооруженный захват власти. С этим никто и не спорит, но есть вопрос, на который ни я, ни коллеги не могут ответить: «Зачем это сделано?».
«Ведь 21 февраля президент Украины Виктор Янукович подписал соглашение, практически сдав власть. Он согласился на все, что требовала оппозиция: провести досрочные выборы парламента и президента, вернуться к Конституции 2004 года, положительно отреагировал на просьбу России и Запада не применять силу.
Более того, он дал указания вывести все милицейские силы из столицы, и они выполнили этот приказ. Но как только он уехал на мероприятие в Харьков, оппозиционеры, вместо того чтобы освободить занятые здания, захватили новые. Я хочу понять, зачем это сделано: он и так сдал всю власть, и у него не было никаких шансов переизбраться. Зачем нужно было заниматься антиконституционными действиями и втаскивать страну в хаос? Хотели унизить, показать силу? Но добились результата, обратного ожидаемому. В значительной степени раскачали восток и юго-восточную Украину».
По словам Владимира Путина, революционная ситуация складывалась давно. «Простой украинский мужик страдал и при Николае Кровавом, и при Кравчуке, Кучме, Ющенко и Януковиче. Ничего к лучшему или почти ничего не изменилось. Коррупция достигла пределов, которые нам не снились в России. Народ, конечно, хотел перемен, но нельзя поощрять незаконные перемены. На постсоветском пространстве, где очень хрупки еще политические конструкции, очень слабая экономика, нужно действовать исключительно конституционным путем».
Президент РФ признал, что понимает людей на майдане, хотя и не приветствует такой способ смены власти. Он понимает тех, кто до сих пор требует «не каких-то ремонтов фасада власти, а кардинальных перемен – потому что привыкли, что одних жуликов меняют на других жуликов и проходимцев». «Правда, есть опасность, что как черт из табакерки может выскочить националюга, какой-то антисемит».
При этом сейчас граждане в регионах не участвуют даже в формировании своих органов власти. В итоге начали назначать губернаторами олигархов. «В Днепропетровске Коломойский, например, – уникальный проходимец. Даже нашего олигарха Абрамовича надул... И такого прохвоста делают губернатором. Конечно, люди недовольны. Были недовольны и останутся недовольными, если те, кто называет себя легальной властью, будут действовать таким образом».
Отвечая на вопрос, легитимна ли сейчас власть на Украине, Путин сказал: «Парламент отчасти да, все остальные – нет». Особенно – и.о. президента. С чисто юридической точки зрения легитимен Янукович, хотя власти у него нет. Но по закону, то есть по украинской Конституции, есть три повода для его отстранения – смерть, личное заявление и импичмент».
«Импичмент прописан, это конституционная норма. В этом должны принимать участие Конституционный суд, Верховный суд, сама Рада. Это сложная, длительная процедура, – напомнил Путин. – Этой процедуры не было проведено».
Решение о разгоне Конституционного суда глава Российского государства охарактеризовал как не вписывающееся в законодательные рамки ни Украины, ни Европы, отмечает «Российская газета».
«Дали поручение еще Генпрокуратуре возбудить уголовные дела против членов КС. Это что – свободное правосудие? Как это можно – дать поручение возбудить уголовные дела? Если есть какое-то правонарушение, преступное деяние, правоохранительные органы сами видят и сами должны реагировать. Но дать поручение возбудить уголовные дела – это нонсенс, это сапоги всмятку!»
По мнению президента, пока нет необходимости вводить войска на Украину, но есть такая возможность. «Что может послужить поводом для использования Вооруженных сил? Это, конечно, крайний случай, просто крайний», – сказал Путин. И пояснил, что есть соответствующее обращение Януковича.
«Что нас беспокоит больше всего? Мы видим разгул неонацистов, националистов, антисемитов, который сейчас происходит в некоторых частях Украины, и в том числе в Киеве. Вы-то, представители средств массовой информации, видели наверняка, как одного из действующих губернаторов цепями, наручниками на площади приковали к каким-то там сооружениям, зимой, в холодное время, обливали водой. После этого, кстати говоря, его заточили в подвал и там еще подвергали пыткам. Это что такое? Это что – демократия? Это такое проявление демократии? Кстати говоря, он назначен был совсем недавно, в декабре, по-моему. Даже если предположить, что все власти там коррумпированы, я думаю, что он даже украсть-то ничего не успел».
Владимир Путин вспомнил захват здания Партии регионов: когда вышли технические сотрудники, одного пристрелили на глазах толпы, другого сожгли заживо в подвале.
«И вот, когда мы это видим, мы тогда понимаем, что беспокоит граждан Украины и русскоязычное население. Их беспокоит вот такой беспредел. И если мы увидим, что этот беспредел начинается в восточных регионах, если люди попросят нас о помощи, а официальное обращение действующего легитимного президента у нас уже есть, то мы оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас средства для защиты этих граждан. И считаем, что это вполне легитимно. Это крайняя мера».
«Украина – наша братская соседняя республика. А наши Вооруженные силы – товарищи по оружию, друзья». Президент уверен: военные России и Украины будут по одну сторону баррикад, как в Крыму.
«Ведь обратите внимание, слава богу, там нет ни одного выстрела и нет ни одной жертвы, кроме давки на площади, которая случилась там неделю назад, по-моему. А ведь что там происходило? Люди приходили, блокировали вооруженные подразделения, подразделения Вооруженных сил и договаривались с ними о том, что они должны подчиниться требованиям и воле народа, проживающего на этой территории. Таким образом, напряженная ситуация в Крыму, связанная с возможным применением Вооруженных сил, она просто была исчерпана, в этом не было никакой необходимости. Единственно, какая необходимость была и что мы делали: мы усилили охрану наших военных объектов, потому что они все время получали угрозы, и мы видели, что в Крым подтягиваются уже боевички из националистических организаций. Мы это сделали и сделали правильно и своевременно. Поэтому исхожу из того, что нам и в восточной Украине ничего подобного делать не придется.
Еще одно чрезвычайно важное заявление, отмечает «Российская газета»: Москва не рассматривала вопрос о присоединении Крыма к России.
«Я вообще полагаю, что только граждане, проживающие на той или иной территории, в условиях свободы волеизъявления, в условиях безопасности могут и должны определять свое будущее, – сказал Путин. – И если это было позволено, допустим, сделать косоварам, косовским албанцам, если это было позволено сделать вообще во многих частях света, то право нации на самоопределение, закрепленное, насколько мне известно, и в соответствующих документах ООН, никто не отменял. Но мы ни в коем случае не будем провоцировать никого на такие решения и ни в коем случае не будем подогревать такие настроения. Я хочу подчеркнуть: я считаю, что только сами граждане, проживающие на определенных территориях, имеют право определять свою собственную судьбу».
Говоря о реакции западных коллег, российский лидер напомнил про действия американцев в Ираке, Афганистане и Ливии. «Наши партнеры, особенно в США, всегда ясно, четко для себя формулируют свои геополитические государственные интересы, преследуют их очень настойчиво, а потом подтаскивают под себя весь остальной мир, руководствуясь фразой: «Кто не с нами, тот против нас». А кто не подтаскивается, начинают тюкать».
«Спусковым крючком послужило то, что Янукович не подписал соглашение с ЕС об ассоциации, – пояснил Путин. – Он же не отказался подписывать, а попросил возможности дополнительно пообсуждать этот документ... Разве можно было доводить до анархии и захвата власти неконституционным путем». «Наши западные партнеры делают это на Украине не первый раз, – негодовал Путин. – За большой лужей сидят в Америке сотрудники какой-то лаборатории и как над крысами проводят какие-то эксперименты».
Что до санкций, то о последствиях должны думать те, кто соберется их ввести – в мире все взаимосвязано, и ущерб будет взаимный. «Наши партнеры поддержали антиконституционный переворот и вооруженный захват власти. Объявили этих людей легитимными и стараются поддержать. И в этом случае мы полны терпения», – заявил глава государства. «Мы работали всегда достаточно успешно с властями Украины совсем разных политических взглядов», – напомнил он.
«Мы не хотим прерывать сотрудничество. Как вы знаете, я несколько дней назад поручил правительству продумать, как можно продолжать контакты даже с теми властями в Киеве, которые мы не считаем вполне легитимными, с целью сохранить взаимодействие в сфере экономики и промышленности. Мы считаем наши действия вполне обоснованными, а всякие угрозы в адрес России – контрпродуктивными и вредными».
«Что же касается перспектив проведения встречи глав государств «большой восьмерки», то наша страна готова провести этот саммит. Если они не хотят приезжать – ну, не надо», – заключил Путин.
«Я думаю, что в сотрудничестве на международном уровне, в сфере экономики, в сфере политики, международной безопасности заинтересована не только Россия со своими партнерами, но и наши партнеры заинтересованы в сотрудничестве с нами, – пояснил президент. – Очень легко разрушить эти инструменты сотрудничества и очень трудно будет создать их заново».
Реакция политологов вылилась на страницы газет. На мой взгляд, интересен комментарий Николая Злобина, президента Центра глобальных интересов (США), приведенный «Газетой.ru»:
«Путин говорил примирительным тоном и сбил ту волну драматизма, которая началась с момента рассмотрения Советом Федерации решения о возможности ввода войск в Украину. Позиция Путина оказалась более адекватной, чем ее представляли даже в некоторых российских СМИ. Он всегда был прагматиком и исходил из реальных, а не придуманных схем. Важно, что Путин подчеркнул территориальную целостность Украины. После этой пресс-конференции Запад должен вздохнуть спокойнее, а украинские власти должны подумать, в чем они могут пойти навстречу Москве.
Диалог уже начался: Владимир Путин провел пресс-конференцию, когда Джон Керри приехал в Киев. Таким образом, Украина получила сигнал от двух сторон: и от Путина, и от Керри. Российский президент показал, что готов к диалогу с Обамой, и сейчас им нужно встретиться, чтоб обсудить все в комплексе: и Украину, и Сирию, и Иран. Если Запад сейчас не услышит Россию, то это поставит вопрос об адекватности Запада».