Иван Ярославцев: секреты долголетия

Сегодня ветерану Великой Отечественной войны, полковнику в отставке Ивану Фёдоровичу Ярославцеву исполняется 90 лет

Он родился в далеком 1924 году в деревне Молчаново Тюменского района. После окончания школы работал на железной дороге – сначала слесарем по ремонту паровозов, а затем машинистом парового подъемного крана на железнодорожном ходу. В августе 42-го был призван в Красную армию и направлен на обучение в Черкасское военно-пехотное училище, эвакуированное из Украины в г. Свердловск.

По окончании училища юный лейтенант Ярославцев получил направление на Юго-Западный фронт в 8-ю гвардейскую, а затем в 74-ю гвардейскую дивизию в 240 гвардейский Таращанский стрелковый полк, в составе которого принимал участие в освобождении Левобережной Украины. В боях под г. Баренково был ранен, после госпиталя получил назначение в 25 гвардейскую Синельниково-Будапештскую стрелковую дивизию, которая вела бои на Правобережной Украине.

Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии и части Венгрии. Навсегда остались в памяти Ярославцева форсирование Северского Донца, Корсунь-Шевченковская, Ясско-Кишиневская, Бухарестская и Будапештская операции. За успешное выполнение заданий командования Иван Федорович Ярославцев награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1 и 2 степени, медалью «За боевые заслуги».

За время боев получил пять ранений. Но лишь дважды был госпитализирован, в остальных случаях дальше дивизионного медсанбата из подразделения не выбывал. Последний раз был тяжело ранен разрывной пулей в левое плечо, и День Победы встретил на больничной койке эвакогоспиталя в г. Орехово-Зуево Московской области. В июне 1945-го был уволен из Красной армии по инвалидности.

На вопрос, что из фронтовых будней запомнилось ему больше всего, Иван Федорович рассказывает о мужестве своих однополчан, которые нередко воевали в численном меньшинстве против танков и до зубов вооруженных фашистов. О том, как судьба хранила его в те отчаянные моменты, когда артиллерийские снаряды и авиабомбы взрывались всего в нескольких метрах, не причинив вреда, а одна из мин не сразила никого, лишь потому, что вместо взрывчатки была начинена… песком. А еще Ярославцев тепло вспоминает о двух своих неожиданных встречах с отцом, который воевал в звании старшины…

Уже в 1946 году инвалидность с боевого офицера была снята, и Ярославцева направили в Ленинградское спецучилище, а затем на работу в органы госбезопасности, где он прослужил до 1967 года и вышел в отставку в звании полковника.

После выхода на заслуженную пенсию Иван Федорович еще два десятка лет продолжал трудиться в «Главтюменьнефтегазе». Этот период его биографии отмечен медалью «За освоение недр Западной Сибири».

И сегодня юбиляр выглядит гораздо моложе своих лет: рослый, подтянутый, держит осанку. Обладает великолепной памятью и уникальным даром рассказчика. Его нередко приглашают на встречи с молодыми людьми, от которых у Ивана Федоровича нет никаких секретов. Впрочем, и готовых ответов на вопросы тоже нет.

– Например, всегда спрашивают: в чем рецепт долголетия? Аскетический образ жизни и правильное питание? Отсутствие вредных привычек? – улыбается Ярославцев. – Честно отвечаю: курил до 25 лет, но категорически бросил. С выпивкой не дружил никогда, сейчас и подавно. С детства не был прихотлив в гастрономических пристрастиях. Мне очень повезло в том плане, что я всегда любил проводить свободное время на природе. Рыбалка и охота, да простое созерцание восходов и закатов солнца, шум дождя, журчание воды и пение птиц – вот «волшебная микстура», те самые «таблетки», которые позволяли мне находиться в хорошем настроении, поддерживать приличную физическую форму даже после сложных хирургических операций…

Сказалась, наверное, и хорошая наследственность: братья деда ушли из жизни, далеко перешагнув 90-летний рубеж. К тому же и у меня есть ради кого продолжать земной путь: две взрослых дочки подарили мне внучат, а теперь уже и правнукам надо помогать.

Книжные полки в квартире заслуженного ветерана уставлены литературной классикой. Иван Федорович по-прежнему следит за теленовостями, читает газеты. А из песен о войне больше всего любит «На безымянной высоте». Говорит, столько лет минуло, как впервые ее услышал, а бередят душу слова и незатейливая мелодия…


19625