Вместо вступления
Возможно, прав наш всемирно любимый юморист Михаил Задорнов, который практически во всех своих выступлениях подводит нас к тому, что русский народ при всех его бедах и неудачах необычайно даровит и талантлив?!…
Да, действительно, русский народ очень восприимчив ко всему необычному, что происходит вокруг. И даже из рядового события может сделать, нафантазировать такое, до чего ни один иностранец не додумается. Взять хотя бы названия старинных русских городов: Тверь, Чердынь, Изборск, Псков, Ладейное Поле, Пустозерск… Прочтешь, и тут же хочется узнать, а почему, откуда такое название? Есть в них, в названиях, что-то былинное, удалое, манящее. И в самих российских городах, в каждом из них, найдутся непереводимые, на первый взгляд, названия улочек, переулков, мостов, от которых веет стариной, архаикой и в то же время они несут в себе точное обозначение, можно сказать, сакральный смысл какого-то события, произошедшего много лет назад.
Как вновь рожденному человеку дают имя, так и городу, улице, предместью присваивают свое единственное название, которое живет годы и столетия, переходя из поколения в поколение. Вспомним одесское: Пересыпь, Привоз, Молдаванка… Или названия, ставшие нарицательными, несущими в себе глубинную информацию о нашем, в том числе и трагическом, прошлом: Гуляй Поле, Ходынка, Бабий Яр …
Город Тобольск – типично русский, хотя и находится за Уральским хребтом, в Сибири. В нем жили и живут традиции русского народа, передающиеся из поколения в поколение. Названия тобольских местечек, речек, холмов и мостов оставлены нам от предков, как вехи прошлых веков. Их никто специально не выдумывал, они возникали как бы сами собой, переплетаясь с судьбами людей. Со временем эти названия стираются в народной памяти, а то и вовсе теряют свой изначальный смысл. Предлагаемые читателям веселые рассказы, связанные с местными – тобольскими – названиями, написаны отчасти с той целью, чтоб они, названия, не затерялись, не исчезли в суете времен и череде событий; а с другой – чтоб заставить каждого задуматься о том, отчего так называется улица, на которой он живет, или мост, через который ходит.
Эти рассказы не ставят своей целью научную расшифровку того или иного названия. Это, скорее, исторические анекдоты, что были очень распространены в прошлые века, шутливо и иносказательно повествующие о происходящем. Не надо искать в них конкретности и особой достоверности. Могло ли такое быть, случиться? Могло! А могло и не быть. Свидетельство тому – народная память, а русский народ всегда щедр на выдумку. Шутки помогали легче сносить житейские тяготы и суровость нашего таежного края. Сибирь – край веселых людей, где и шутка водилась, и дело делалось. Кто народ веселит, за того свет стоит. Смех тридцать лет у ворот бродит-ходит, а свое возьмет, вышутит.
И наши сказания веселы да задиристы. Верить им или нет – дело читателя, но родились они в Тобольске-городе, тоболяками придуманы. А кто не верит, пусть нас проверит.
Как город ставили
У кого как, а у нас город в аккурат стоит: собой приметлив, с людьми приветлив, для приезжих мил – всем умастил!
Где такое найдетесыщете, чтоб при двух реках, при трех горах, о два жилья городок стоял?!
Тут и лес, и поле – всего вволю, хошь бегом беги, а сможешь – так лётом лети, крылы-крылышки выпускай, до неба доставай. Про Тобольск наш разные сказы сказывают, байки бают, старину вспоминают. Кто в нем не бывал, тот и счастья не знавал.
Таких, как у нас, девок-припевок, нигде в мире не сыщешь, зря жизнь просвищешь; а парней-богатырей – сто пар сапог собьешь и за Уралом не найдешь; а наших дедов-мудрецов Бог умом наградил, в первый ряд посадил; а нашенские бабы такие шаньги пекут, что слюнки по подолу сами текут.
И все эти чудеса-разности в Тобольске-городе водятся, до сих пор не переводятся. Тут и Богу служат, в колокола бьют, а праздник подходит – и винца попьют. Все под Богом ходят, да далече не заходят: хошь ты русский, хоть татарин или иной басурманин.
Не город, а сказка, для души ласка. И живется, и дышится легко-легонько, день за днем бежит потихоньку, пусть не быстро, но главное не корыстно. Живи, радуйся, сколько хошь, а добрых людей дурным словом не тревожь.
Есть еще в Сибири город Тюмень, пыль собирала со всех деревень. Что у нас в Тобольске не прижилось, то в ней завелось. Тем и пользуются-радуются, на большее не оглядываются.
А ведь могло такое случиться, что и город бы наш не родился. Да, видать, случай к нам с Божией помощью лицом повернулся – сам Господь помог, в бороду улыбнулся, по его воле не в чистом поле, а в добром месте город заложили, крепость срубили, чтобы жили все в радости да творили благости.
Давненько то было, да не все позабыли, как прибыли из-за Иртыш-реки стрельцы-казачки с воеводой Данилой по прозванию Чулковым, мужиком толковым. Дал им царь Федор, самого Грозного Ивана сын, указ, чтоб тот воевода крепкую крепость срубил-сладил, на крутом берегу поставил.
Плывет воевода на струге-ладье от горы к горе, а кругом все места чудные, завидные, одно другого краше: хошь в одном месте город-крепость руби, а хошь – напротив ставь. А дело нешуточное так город поставить, в точку попасть, перед царем не ударить в грязь, чтоб он собой хорош был, долго людям служил. Один день проходит, другой кончается, третья зорька над Иртышом-рекой занимается, а Данила Чулков глаз не смыкает, все место подыскивает, выбирает.
Сплавали к городку ханскому, что на крутояре стоит, врагам грозит. Там Ермак-атаман с дружиной своей две зимы зимовал, горя много повидал, половину товарищей схоронил, в землицу зарыл. Нет, не годится рядом с могилами жить-селиться да в праздники веселиться, не заведено так у людей православных, не принято.
Взобрались на гору Чувашскую неприступную, где хан Кучум свои сотни держал, казаков в Сибирь не пускал, да те все одно его скинули-сковырнули, обратно не повернули. И тут кровушки русской много пролито, жизней положено без числа, не годится место для житья. Да и леса крепкого, строевого близко не сыскать, а зиму осталось недолго ждать, надобно башни острожные срубить, стены поставить, жилье для стрельцов-казаков обустроить.
А был из их числа, из артели парень молодой: хорош собой, совсем безусый, волосом русый, именем Андрей, а по прозванью Устюжанин. Он все рыбной ловлей занимался-тешился, на всю артель рыбу добывал, свежей ухой, что ни день, угощал. Пропадал по заводям да омутам то с сеткой-режевкой, а то с переметом. Весь день его среди казаков не было, а к вечеру бежит по берегу, сам не свой, рот до ушей сплошной дырой.
Бегом бежит, что есть мочи голосит. Шапку ветром сдуло, сапоги илом затянуло:
– Ой, мужики! Диво! Ой, родненькие! Чудо! Сколь лет на свете живу, а такого не видывал, не слыхивал. Расскажу, не поверите…
– Чего голосишь, будто с печи свалился, – мужики ему. – Водяной, что ль, за штаны схватил, или русалка поцеловала?
– Если бы водяной иль русалка, а то… чудо! Рыбина поболе меня на песке лежит, носом шевелит. Только вместо носа у нее копье острое, на спине шипы, что у твоей бороны, плавники размером с руку.
– Ой, неспроста это, – мужички-казачки меж собой зашептались, заперемигивались. – Где это видано-слыхано, чтоб рыбина сама на берег выскочила? Уж не сам ли рыбий царь к нам пожаловал? Только к добру то али к худу? Веди нас, Андрюха-простуха, на то самое место, где тебе рыбина чудная явилась, а потом решим-поглядим, как дело повернется-сложится.
Пошли они все скопом. Впереди Андрюха поспешает, следом воевода Чулков шагает, а дале по всему берегу стрельцы-казаки тянутся, пищали-ружья наготове держат, на всякий случай. Вскорости добрались они до того места, где Устюжанин свой перемет в реку закидывал. Глядь, а на песке мокром вмятина огромная, будто кто бревно тащил-волок, прямехонько в воду уходит.
– Вот здесь она лежала-полеживала, на меня глазищи свои таращила, – Андрюха им указывает.
– Лежать-то, может, и лежала, да обратно сбежала, – казаки в головах чешут, на Устюжанина поглядывают. – Уж больно велика, дажесь и не верится…
Только они это сказали-молвили, как вода возле берега забурлила, ходуном заходила, и шасть оттуда башка длинная, узкая, а вместо носа и впрямь копье торчит, покачивается.
– Так то ж осетр! Как есть рыбий царь! – казак один вскричал.
– Точно… Видать, знак нам подает царь рыбий…
Повернули головы назад, вверх глянули, а над ними холм, лесом строевым весь поросший-покрытый, и к нему ложок удобный ведет-стелется, под холмом речка малая струится, журчит водой ключевой, чистой, прозрачной.
Взобрались наверх, глянули – красотища! Иртыш мимо холма седые волны несет-бурлит, у другого берега лось из глухого урмана вышел, рога к воде наклонил, грозно трубит, в небе птичьи стаи кружат-летают, друг дружку догоняют.
– Да! – Данила Чулков руки раскинул, лицо ветру подставил, того и гляди, сам полетит прямо с холма. – Сколь ни ходи, а на сто верст лучше места не сыскать под крепость-городок! Такой простор для сердца, для души русской вряд ли найдешь. Не зря рыбий царь нам являлся, сокровенное место указал, и Богу, и людям угодное, для житья пригодное. Так тому и быть!
Перекрестились стрельцы-казаки, батюшка заздравный молебен отслужил, взялись за топоры-пилы, стали лес валить-шкурить, город-острог ставить. Первым делом церкву заложили во имя Пресвятой Животворящей Троицы. А городок тот Тоболеском нарекли, именем заветным, ласковым, крепким и нерушимым.
А осетр тот, царь рыбий, каждое лето на Троицын день из воды речной выныривал под самыми городскими стенами, условный знак подавал, острог от напастей всяческих оберегал. Старики говаривали, мол, пока тот осетр подле города обитает, в мире с людьми живет, то и Тобольску быть-стоять. А коль уйдет в иные места, прогневится на нас, то и беды разные пойдут, всех изведут.
Если кто наш сказ проверить пожелает, пусть на Троицын день на берег выйдет да подождет от царь-рыбы знака условного, сам во всем убедится, сверится.
Продолжение следует.