Не биатлоном, так скелетоном

Российская сборная стремится в тройку лидеров

Впервые в тройку лидеров медального зачета Сочинской Олимпиады российская сборная влетела поздним вечером в субботу с далекого 8-го места вместе со скелетонистом Александром Третьяковым. Затем из нее вылетела на пятое место, потом взлетела на 2-е и снова вылетела на 5-е. Такие вот качели.

Как бы там ни было, Александр Третьяков, как и незадолго до него Виктор Ан, открыл для России новую эпоху ­– эпоху побед в шорт-треке и скелетоне. Победы Александра Третьякова и Виктора Ана отныне будут значиться прорывом в видах, не входивших в набор российских.

Разумеется, эти победы отличаются. Виктор Ан, после травмы отвергнутый южнокорейской сборной, которой принес три олимпийских золотых медали, решил испытать судьбу под российским флагом и уже отблагодарил за доверие «бронзой» и «золотом».

Александра Третьякова судьба подобным образом не трепала. Он рос вместе со всем отечественным скелетоном, за десятилетие поднявшимся, по сути, с нуля до уровня вида, который в двух соревнованиях принес российской команде олимпийское «золото», продвинувшись в общекомандном медальном зачете с далекого 8-го места в призовую тройку.

Когда Георгий Беджамов, президент Федерации бобслея и скелетона России, говорил про трудную и долгую дорогу Александра Третьякова, про закономерность его успеха, он нисколько не преувеличивал. Это была трудная и долгая дорога, которая могла когда-нибудь привести к триумфу, открывает тему «Коммерсантъ».

Через «массовку» и скромное 15-е место на Туринской Олимпиаде в 2006 году. Через награждение неофициальным и где-то насмешливым титулом «король разгона» пилотировать на соответствующем уровне Третьякову, опережавшему всех на первых метрах, долгое время не удавалось. Через «бронзу» предыдущей, Ванкуверской Олимпиады, утонувшую в стонах по поводу общего бесславного российского выступления. Через бесконечные тренировки, соревнования, где он улучшал результаты, пока в 2013-м, в Санкт-Морице, вдруг не выяснилось: а Третьяков-то уже настолько хорош, что способен выиграть и Олимпиаду.

В субботу вечером, заранее предвкушая бенефис, в центр «Санки» приехали тысячи болельщиков. Многие из них радовались тому, что у России «вот-вот может появиться чемпион в молодежном виде спорта», «так похожий на иностранных чемпионов»: с огнем и сумасшедшинкой в глазах – чемпион, искрящий ароматом свободы. И очень удивлялись, узнав, что вообще-то у Александра Третьякова за спиной уже две Олимпиады, он ветеран.

Однако возраст определяют не паспортные данные, а внутренняя энергетика. Пока она есть – годы даже в плюс. Появляется опыт, позволяющий четко разложить: где проигрываешь, а где выигрываешь – и играть на «своем поле» и по «своим правилам», а не ввязываться в ненужные гонки, собирая каждый ухаб.

Александра Третьякова ждал поединок с латышом Мартинсом Дукурсом. Они соревновались друг с другом на всех соревнованиях в промежутке между Ванкуверской и Сочинской Олимпиадами. Дукурс удерживал статус скелетониста номер один. Статистика была впечатляющей: на 28 последних этапах Кубка мира – 24 победы. Третьякову надо было так выстроить подготовку, чтобы на олимпийской трассе победить.

Третьяков, уже став чемпионом, рассказывал, что статистика нисколько не давила. Он был уверен: в Сочи все будет иначе. На нынешний, главный в жизни сезон, ему подготовили новый скелетон – и он ему понравился. На его стороне была домашняя трасса, «скоростная и мягкая», которая ему тоже понравилась, и он творил на ней все, что хотел.

Александр Третьяков нанес страшный удар по соперникам в первый день: он открыл соревнования заездом, в котором выскочил из 56 секунд. Мартинс Дукурс, вроде бы ни разу не сбившись и вроде бы прокатившись на максимуме, отстал на две десятые. Это много.

Во втором заезде Третьяков еще увеличил отрыв: преимущество перевалило за полсекунды. Это уже очень много. Третьяков превосходил Дукурса не только в разгоне, было очевидно (и это вряд ли кто-то мог спрогнозировать), что он был сильнее латыша абсолютно во всем.

Мартинс Дукурс обещал драться. И на следующий день в третьей попытке превзошел Третьякова. Но это было превосходство всего на две сотые – капля среди гигантского отставания. Комментируя попытку, Дукурс не мог предъявить к себе никаких претензий: ну в принципе отработал, как смог, на пределе – что поделаешь, если у соперника другой предел?

В общем, перед заключительной попыткой запас у Александра Третьякова был таким, что лишить его «золота» мог разве что грубейший ляп – наподобие того, что подвел американца Джона Дейли, претендовавшего на «бронзу», но едва не потерявшего на трассе скелетон. В этом виде всякое случается.

На этот раз обошлось. Через минуту после своего легендарного разгона в четвертой попытке Александр Третьяков встал со скелетона самым быстрым в истории России олимпийским чемпионом. А еще через полчаса он успокаивал журналистов, которые боялись, что третьей, золотой Олимпиадой трудная и долгая дорога в спорте завершится: нет, он отдохнет, пока полностью не восстановится, и будет готовиться к четвертой – в Пхенчхане.

Американский журналист, готовясь передавать материал о первой российской скелетонной победе на Олимпийских играх, изобретал метафору, чтобы передать ее эффектность. И наконец изобрел, входит в подробности «Коммерсантъ», вспомнив, как в феврале 2013-го на Челябинскую область обрушился из космоса метеорит. «Ровно через год таким же метеоритом, против которого бессильны ракеты и пушки, по сочинскому желобу промчался за «золотом» феноменальный российский спортсмен».

К счастью, успехи на этом не закончились. В понедельник пятую золотую медаль на Сочинской Олимпиаде отечественной сборной принесли бобслеисты. Знаменосец российской команды на церемонии открытия Александр Зубков снял историческое «проклятие», по которому знаменосец не может выиграть Олимпиаду, и вместе с Алексеем Воеводой завоевал «золото».

Победа в бобслее стала третьим большим прорывом сборной России по ходу Сочинской Олимпиады после шорт-трека и скелетона. Предыдущая случилась еще в советскую эпоху: единственный олимпийский триумф в бобслее был зафиксирован в 1988 году.

По-настоящему на международный уровень российский бобслей вышел десять лет назад. И все десятилетие Александр Зубков и Алексей Воевода, поднявшиеся в Сочи на верхнюю ступеньку, были его лицами и его надеждой. Менялись президенты федерации, менялись тренеры, менялись составы других экипажей, а они – безупречный пилот Зубков и могучий разгоняющий Воевода – оставались единственной бобслейной константой, принося России престижные призы – золотые медали мировых и европейских чемпионатов, успехи в розыгрыше Кубка мира. Были и олимпийские награды: «серебро» 2006 года в четверках и «бронза» 2010 года в двойках.

Вокруг тандема – его возможностей и взаимоотношений в команде – все, можно сказать, крутилось. История тандема – это история больших свершений и больших размолвок между двумя неординарными личностями. Последняя из них, случившаяся вскоре после Ванкуверской Олимпиады, вообще могла лишить разгоняющего Алексея Воеводу участия в Олимпиаде, которую получил его родной город, а Александра Зубкова и всю Россию – эффектного «золота». Они помирились и воссоединились, чтобы подготовиться к Олимпийским играм и не упустить шанс, который на этот раз на домашней трассе был велик, как никогда. Шанс, которого у приблизившегося вплотную к 40-летию Зубкова и 33-летнего Воеводы при всем их безусловном таланте может больше и не быть.

У Зубкова и Воеводы были сильные конкуренты, обыгрывавшие россиян на предолимпийских этапах Кубка мира, – из Швейцарии, США, Канады, Латвии, Германии. Экипажи с титулованными пилотами и мощными разгоняющими. Однако с каждой попыткой они отставали все дальше и дальше. Россияне прибавляли к своему преимуществу десятые и сотые – и перед заключительной, четвертой, попыткой, преимущество превратилось в такое, которое не отыгрывается, – полсекундное. Но и в четвертой попытке российский экипаж был сильнее всех.

Это «золото» стало пятым для сборной России на Сочинской Олимпиаде. Благодаря ему команда с 5-го вышла на второе место в общем зачете. Правда, вскоре снова вылетела на 5-е.

Впереди Германия, имеющая на три «золота» больше, Норвегия, Нидерланды, США. Вровень по количеству медалей высшей пробы или отставая на шаг, идет целая группа стран. Расклад здесь примерно такой. Резервы белорусов практически исчерпаны: великая Дарья Домрачева уже выиграла в масс-старте свое третье «золото». Подходят резервы к концу у голландцев и швейцарцев, и даже немцев – так много побед, как прежде, им уже вряд ли удастся завоевать.

Резервы, и большие резервы, остаются у двух североамериканских сборных. Но у сборной России их, кажется, ничуть не меньше. Впереди турнир фигуристок с Юлией Липницкой, состязания женщин в слаломе в сноуборде с Екатериной Тудегешевой, хоккейный play-off (очень надеюсь, что пройдем сборную Финляндии; обзор сдавался в печать накануне).

Наконец, впереди, в заключительный уикэнд Олимпиады, еще одна бобслейная дисциплина – соревнования четверок. И в них тоже будет участвовать российский экипаж с пилотом Александром Зубковым и разгоняющим Алексеем Воеводой. И есть основания надеяться еще на одну медаль.


19529