Есть ли театральная жизнь в Тюмени?

Надеюсь, не встречу особых читательских возражений, заявив, что Тюмень за прошедшее десятилетие так и не сумела стать театральной Меккой ни Сибири, ни тем более всея Российской державы. Хотя и приблизилась к вершинам драматического искусства благодаря деятельности главного режиссера Алексея Ларичева на подмостках Тюменского театра драмы.

Потому с большими опасениями переступил порог Тюменского театра драмы, надеясь опровергнуть или, наоборот, укрепиться в своих предположениях в этом непростом вопросе. Давали «Карнавальную ночь» в постановке Александра Баргмана. Скажу сразу, вызвало удивление выбор пьесы, миллионы раз прокрученной как в кинотеатрах, так и на телевизионных экранах и ставшей классикой советского кино. Знаменитая фраза «Есть ли жизнь на Марсе?» стала не просто крылатой, а, скорее, определяющей бытие большинства советских граждан. «И это какой смелостью надо обладать или, извините, наглостью, чтоб замахнуться на классику, предложив собственное ее прочтение. Значит, режиссер нашел что-то этакое, что дало право на постановку», – подумалось мне.

Однако уже первые минуты спектакля охладили мой пыл, когда увидел потерянную фигуру Деда Мороза, блуждающего у театрального задника, и что-то лепечущую в микрофон у края сцены Снегурочку. Неприкаянность этих главных новогодних персонажей так и витала на протяжении всего спектакля, как и непонятных фигур Лошади и Кролика (Зайчика?), время от времени по непонятным причинам выскакивающих на сцену. С тем же успехом можно было выпустить пару Белочек, Чебурашек с Крокодилом Геной и Бэтмана на всякий случай, из желания осовременить постановку…

В положенный срок появились и главные герои, мучимые предновогодней лихорадкой и вполне формальными любовными чувствами. Вслед за ними возник и ординарный и. о. директора клуба Огурцов, старательно копирующий своего легендарного киноперсонажа. А рядом с ним его неизменная секретарша с явными признаками раннего артрита. От всего увиденного и пережитого в первые же постановочно-драматические минуты зрительный зал напрягся, и чья-то реплика выразила всеобщую атмосферу: «Самодеятельщина!!!». После чего большинство присутствующих потеряло всякий интерес к происходящему на сцене и занялось созерцанием архитектурного великолепия, подчеркивающего нелепость ситуации.

Не оставалось ничего другого, как ждать антракта, чтоб спокойно покинуть очередную неудачу тюменских Пьеро и Арлекина, пытавшихся любым способом развеселить своих все еще преданных поклонников, верящих в силу и всепоглощающую страсть искусства. Увы, ни страсти, ни антракта не существовало! Именно здесь режиссер проявил свой новаторский подход и во избежание массового исхода зрителей из зала антракт отменил, о чем, впрочем, смело заявил на театральной афише.

Дальнейшее действие развивалось по нисходящей. Его уже не могли спасти ни кадры из легендарного кинофильма, прокрученные как бы в подтверждение того, что режиссер ни на йоту не отошел от рязановской трактовки легендарного кинофильма, ни спасительные в ряде подобных самодеятельных постановок цыгане, исполняющие не в такт что-то отдаленно похожее на репертуар театра «Ромэн». Но все это зритель обязан был смотреть и даже иногда аплодировать, памятуя, что актеры, мечущиеся по сцене, как и он, зритель, люди подневольные и вынуждены зарабатывать свой хлеб так, как их тому научили.

Не скажу, чтоб лично мне испортило праздничное настроение посещение этого, с позволения сказать, спектакля. Сколько нам пришлось их вынести за последние годы и в театрах, и посредством телевизионных постановок, не говоря уж о многочисленных сериалах. Как пошутил в свое время Владимир Маяковский: «Поэты бывают хорошие и … разные». Как и режиссеры. Большого вреда халтурой они никому не наносят: не воруют, не грабят, не насилуют. Ну, развели тебя на тысячу рубчиков, это же не конец света, не финансовая пирамида, перетерпим, не помрем. У всех нас остается выбор: не хочешь – не смотри, не нравится – не ходи. Тебя не обманули, сыграли, как могут, и на том спасибо.

А потому, как сказал все тот же герой Сергея Филиппова в новогодней лекции: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке пока неизвестно». Так и нам пока неизвестно: есть ли театральная жизнь в Тюмени, или она только зарождается. Мне как зрителю пока не совсем ясно…


19390