Восхождение

Февраль – не только самый морозный месяц зимы. Он, как свидетельствует история, еще и один из самых значимых месяцев в летописи нефтяного производства Западной Сибири. Именно в феврале 2012 года на территории ХМАО была получена 10-миллиардная тонна нефти с начала разработки Югорской группы месторождений.

Рекорды, сенсации, победные вершины – все это стало для северян настолько привычным и обыденным, что уже не вызывает большого восторга, как, например, в 60-е. Тогда каждый успех нефтяников северяне принимали как важное событие в собственной жизни. Ведь рубежи в добыче «черного золота» в значительной мере определяли потенциал комплексного развития региона, а подчас и всей страны. 10 миллиардов тонн ценного топливно-энергетического продукта! Это своего рода феномен сибирских недр. Многие государства хотели бы иметь в арсенале своих достижений такой показатель. Однако выйти на него – это еще полдела. Теперь важно не только удержать заданный темп, но и обеспечить его нарастание. В 2012 году Югра получила из недр 259,9 млн тонн сырья, или 50,2% от общего объема нефти, добываемой в России. Уже через год накопленный объем получаемых углеводородов в стране составил порядка 22 млрд тонн, из которых 10, 3 было записано на счет ХМАО.

Результат впечатляющий, но у специалистов, отслеживающих динамику развития нефтяной отрасли Западной Сибири, большой радости он не вызвал, поскольку, по сравнению с 2011 годом, объем добычи снизился на 1%, что означает пусть не очень стремительное, но довольно ощутимое падение эффективности разработки запасов сырья. Директор департамента по природопользованию автономного округа Владимир Коркунов считает сложившуюся ситуацию закономерной, объясняя ее поздней стадией разработки месторождений, ресурсы которых истощаются в результате интенсивной эксплуатации. «В таком состоянии, – говорит Владимир Викторович, – сегодня находятся Самотлорское, Приобское, Федоровское, Мамонтовское и Ватьеганское месторождения». И все же при условии активизации геологоразведочных работ, при широком использовании современных методов повышения отдачи пластов, специалисты считают возможным к середине 2017 года добавить к полученному объему очередной миллиард тонн жидкого топлива. По их твердому мнению, к этому есть все предпосылки, так как состояние ресурсной базы округа позволяет планомерно наращивать результаты.

Если обратиться к февралю минувшего года, то можно получить убедительное подтверждение прогнозам, исходя из показателей двух первых месяцев, когда «на гора» в ХМАО было получено 41,386 млн тонн углеводородного сырья, когда в строй действующих было введено 570 новых скважин и пробурено почти два миллиона метров горных пород. Более того, арсенал продуктивных площадей пополнили три «новорожденных» месторождения. Вообще, по расчетам ученых, 10-миллиардный рубеж – это далеко не предел, потому что он составляет лишь третью часть того, что предусмотрено обоснованными планами добычи. Данные, полученные двумя ведущими институтами РФ, специализирующимися на вопросах разработки энергетических ресурсов, свидетельствуют о том, что примерно половина неразведанных залежей нефти России находится на территории Западной Сибири, так что время больших открытий на этой территории продлится еще как минимум несколько десятилетий. Уместно будет сказать, что прогнозируемые запасы нефти в ХМАО превышают 35 млрд тонн. Не случайно здесь открыто более 466 нефтяных и нефтегазоносных месторождений. Учитывая разведанные на сегодня запасы, округ способен удерживать добычу на достаточно высоком уровне до 2020 года.

Разведка, разведка и еще раз разведка – вот в чем состоит тактика и стратегия нефтегазодобывающей отрасли региона. В этой связи большие надежды геологи связывают с ресурсами Баженовской свиты, которые, по их расчетам, должны быть вовлечены в разработку до 30-х годов текущего столетия. Именно они смогут в значительной мере восполнить падающую добычу. Вместе с тем нефтесодержащие отложения свиты, залегающие в центральной части Западной Сибири на территории более чем один млн кв. км, являются наиболее проблематичными для извлечения углеводородов, но не перестают удивлять гигантскими объемами своих запасов. Объективно оценивая положение дел, правительство ХМАО всемерно способствует компаниям, занимающимся обустройством действующих и разработкой новых месторождений. Это хорошо прослеживается, к примеру, в практике льготного налогообложения нефтяных предприятий. Такого рода взаимопониманию и поддержке наблюдатели дают довольно высокую оценку. Объяснение простое. Первый миллиард тонн нефти в округе, как известно, был получен в 1978 году, для чего потребовалось ни много ни мало 15 лет. Наращивая мощности, Югра в дальнейшем каждые три года добывала по миллиарду, однако у природных ресурсов есть свои пределы, поэтому с 1990-го года началось постепенное снижение объемов добычи, что, насколько я помню, вызвало в СМИ волну критики в адрес эксплуатационников и геологоразведчиков, но проблемы недропользования не решаются наскоком. Нужен взвешенный, научно обоснованный подход. Это обстоятельство в очередной раз послужило поводом для ученых и властей ХМАО к разработке комплекса мер по стабилизации и наращиванию объемов добычи сырья. В частности, на прошедшем 13 апреля 2013 года Российско-Германском сырьевом форуме директор научно-аналитического центра рационального недропользования А. Шпильман презентовал прогрессивные методы физико-химического воздействия на пласт, которые позволят в Сургутском и Нижневартовском районах извлекать дополнительно 2,4 млрд тонн запасов сырья, тем самым увеличив коэффициент извлекаемости нефти на 0,5%. «Не следует забывать, – говорит Александр Владимирович, – что снижение добычи нефти начинается с момента бурения скважины. Наши месторождения в большинстве своем работают около 40 лет. Но рано их списывать в архив. Открытое в 60-х годах Трехозерное месторождение в Шаимском районе до сих пор разрабатывается. Однако рост добычи возможен только при вводе в эксплуатацию новых площадей. При соблюдении этих условий можно гарантировать, что добыча нефти к 2020 году не опустится ниже 220 млн тонн в год, а до 2030 года будет не ниже 195 миллионов».

Что ж, к прогнозам ученых, пожалуй, стоит прислушаться. Судя по всему, панихиду по нефтяной отрасли региона и вправду справлять еще рановато. Сегодня многое зависит от геологоразведки, результаты которой пока, к сожалению, не радуют. По некоторым данным, в 2001 году поисково-разведочное бурение составило чуть более одного млн метров. Это говорит о том, что объемы сократились в несколько раз. Есть версия, что во многом причины связаны с отменой налога на восстановленные минерально-сырьевые базы (ВМСБ), когда у компаний забирали часть прибыли с нефти и целенаправленно вкладывали средства в геологоразведку. Решение об отмене налога, принятое с той целью, чтобы компании сами проводили разведку, себя не оправдало. Нефтяники ее, конечно, проводили, но в объемах, урезанных почти в три раза. И результат не замедлил сказаться – резко сократилось число открытых новых месторождений, а следовательно, упали и объемы добычи.

Логичен вопрос: чем может порадовать февраль нынешнего года? Тут, пожалуй, наберется несколько добрых вестей. Начав работы в январе, компания «Салым Петролеум», созданная на паритетных началах концерном «Шелл» и ОАО «Эвихон», в настоящий момент полным ходом ведет бурение первой горизонтальной скважины в рамках пилотного проекта разработки Баженовской свиты на Верхне-Салымском месторождении. Всего в пределах проекта намечено построить пять таких скважин с применением технологии многоступенчатого гидроразрыва пласта. В 2013 году здесь пробурено 73 ствола, а всего на сегодня фонд скважин составляет уже 871 единицу, позволившую добыть 51 млн тонн нефти. И это только начало.


19373