Блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го.
Семьдесят лет прошло с тех радостных для всей страны дней, когда «черная тарелка» радио голосом диктора Юрия Левитана сообщала об успешных операциях советских войск на Ленинградском фронте, которые закончились 27 января прорывом кольца окружения и полным снятием блокады города на Неве…
Василий Андрюнин, как и многие его сверстники, по окончании семилетней школы в селе Московская Славянка Слуцкого района Ленинградской области отправился в город на заработки. Устроился на Ижорский завод. Работал слесарем. Впоследствии и вся его семья переехала в Ленинград. Когда грянула война, ему было 19. Добровольцем записался в отдельный батальон Ижорского завода. Стал заряжающим 50-мм миномета. Батальон держал оборону на своем участке до самого конца блокады.
… А в Ленинграде царил голод. Уже умерли от истощения мать, сестра и два младших братика Василия. Живой, но опухшей, оставалась сестра Анастасия. Были дни передышки между боями, и Василий приносил ей мороженые капустные листы, кусочки хлеба от своего солдатского пайка. Во время очередной атаки Василия ранило, он попал в госпиталь. Но и здесь не хватало еды для раненых. Из окна госпиталя Василий наблюдал, как везут на лошадях, на санках, тележках умерших ленинградцев. Трупы сначала сжигали, а потом просто не хватало сил везти их куда-либо. В санитарных и похоронных бригадах были школьники, поскольку все взрослые стояли на оборонительных рубежах. Василий тогда решил, что лучше умереть от пуль фашистов, чем от голода в госпитале. И сбежал в свою часть с бинтами-повязками на ранах. В эти дни заработала «Дорога жизни» через Ладожское озеро. Полуживую сестру Анастасию эвакуировали (её спасла подруга, которая крошила хлеб, клала умирающей Насте в рот и заставляла жевать). Связь с ней потерялась.
А Анастасию приютили в большом красивом селе Лебяжье в Алтайском крае. В то время в семье Александры (а именно у них поселилась Анастасия) только что умер отец, оставив жену и четырех девчонок. Шуру по окончании семилетки с Похвальной грамотой направили на железнодорожную станцию с необычным названием 1-е отделение обучать азам неграмотных допризывников. После войны она вернулась в родное село, учила ребятишек.
…Тем временем Василий окончил курсы в учебном батальоне, получил звание сержанта и был назначен командиром батареи минометчиков. В июне 1942 года отправлен на Волховский фронт, в 54-ю армию командиром 120-мм миномета. Отсюда его отправляют учиться во 2-е Ленинградское артиллерийское училище. В 1943-м он – младший лейтенант, командир взвода управления батареи 468-го артиллерийского полка резерва главного командования Западного фронта. С 1944-го Василий Андрюнин в составе частей 2-го Белорусского фронта освобождал Белоруссию и Польшу. Был вновь ранен. После излечения продолжил службу в Группе советских войск в Германии. В годы войны Василий Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».
В 1946-м газета «Правда» публиковала адреса, куда можно было подать запрос о судьбе близких, пропавших без вести, эвакуированных. Василий написал два запроса. Второй ответ был обнадеживающий. Из всех родных живы его тетка (эвакуирована из Ленинграда в Москву) и сестра Анастасия.
– Была зима 1947-го, – вспоминает Александра Ивановна. – Я пошла на озеро по воду. А Настя кричит с берега и машет письмом: «Шура! Меня брат нашел!». Стали ждать его. Василий попросил назначение ближе к сестре. Его направили служить в Татарск Новосибирской области.
У нас были танцы в здании колхозной конторы. И вот вваливается толпа парней, а вместе с ними – бравый офицер. Настя бросилась ему на шею: «Братик мой!». Тут мы и познакомились с Василием. Пригласил меня на танец, от волнения все ноги мне оттоптал. В тот же вечер сделал предложение, а через неделю мы стали мужем и женой…
В декабре 1958 г. Василий Андрюнин был переведен в Тюмень начальником штаба ракетного дивизиона. Затем служил помощником начальника штаба по мобилизационной работе. В феврале 1965 г. уволен в запас в звании майора. Работал в автотранспортной конторе «Главтюменнефтегаза», начальником штаба ГО ТЭЦ-1. Отличник гражданской обороны. Звание подполковника получил по Указу Президента РФ в 1995 году.
– Были ли мы счастливы? Наверное, да, – рассуждает, отвечая на мой вопрос Александра Ивановна. – У нас четверо детей. Две дочери живут в Тюмени. Помогают мне. Внучки тоже навещают. А любила я Василия за его честность и прямоту. Он никогда не хитрил, не искал выгоды. Настоящий ленинградец был!