Когда человек по времени удален от нас, кажется, что его деяния уже история, однако нельзя бесповоротно их отвергать. Выдающиеся люди разных эпох оставляют после себя духовное наследие, выраженное в идеях и убеждениях. А убеждение – это совесть разума.
Любое обращение к прошлому нужно рассматривать как исторический период, за которым стоят мыслители, отражающие свой мир, стремящиеся навсегда запечатлеть своими творениями с максимальной точностью все подробности ускользающего времени. Одним из таких ученых был Степун Федор Августович (1884 – 1965). Философ, литератор, культуролог, историк, теоретик искусства. Он родился в Москве в семье владельца писчебумажных фабрик, находящихся недалеко от Калуги. Жизнь в провинции благотворно повлияла на будущего ученого, способствовала глубокому вживанию в образ России, ставшей впоследствии одной из ведущих тем творчества Степуна.
После окончания реального училища Федор был вольноопределяющимся Мортирного дивизиона Московского военного округа, изучал философию в Гейдельбергском университете в Германии. Под руководством известного немецкого философа В. Виндельбанда Степун защитил докторскую диссертацию, которая была посвящена русской историософии Вл. Соловьева. Он был участником Первой мировой войны, в течение трех лет служил прапорщиком 12-го стрелкового артиллерийского полка. Эти годы были отражены им в эпистолярном романе «Записки прапорщика-артиллериста» (М., 1918 г.). Приход советской власти Степун встретил сдержанно. В этот период он проявил себя как редактор ряда газет и журналов, читал лекции в Вольной академии искусства, преподавал «философию театра» и даже был режиссером Государственного показательного театра.
Но в конце 1922 года был выслан из России. В Европе Степун ведет кочевой образ жизни, не может найти для себя постоянного пристанища. На Западе философ вращается среди интеллектуальной элиты и делает для себя умозаключение, что в России духовное горение и богатство мысли значительно больше философской культуры, смысловой выдержанности. Приверженец неокантианства, философствующего христианства, Степун в 1923 году в Берлине издает две книги: «Жизнь и творчество» и «Основные проблемы театра», составленные из статей, опубликованных в России. В этих работах он размышляет о двойственности человека, его бинарности. «Каждый человек, осознающий себя на достаточной глубине, неизбежно осознает себя в раздвоении, каждый дан себе как бы двояко, дан себе как несовершенство, как то, что он есть, и как совершенство, как то, чем он должен стать, и задан себе как идеал, дан себе как хаос и как космос. Жизнь, изживаемая нами изо дня в день, – не жизнь вовсе. В ней господствует слепой случай, в ней обман, подлинная жизнь – это жизнь как содержание трагедии». Мир никуда не исчезает, он по-прежнему здесь, а человек, переступая свою трагичность, перестает ощущать себя частью этого мира, теряет самого себя, утрачивает некие определяющие человеческие черты. Если в результате этого разрыва утраченными оказываются поведенческие структуры, то человек пытается восстановить их с помощью памяти, которая берет на себя в этом случае творческие функции. Через творчество, миросозерцание мира приобретаются новые черты вневременного, вечного, очищенного от всех эмпирических случайностей существования человека. Жизнь в качестве «полюса переживания» имеет своим коррелятом творчество.
Подлинная жизнь, по мнению ученого, с ее трагедией, многовариантностью должна основываться на творчестве, так как оно создает ценности, организующие и упорядочивающие наше бытие (личность, любовь, семья, нация) и предметные ценности (блага науки, философии, искусства, нравственности, права). Философ в своих научных изысканиях и устных выступлениях утверждал, что жизнь и творчество антиномичны: творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкает его в «бреде и хаосе» культуры, каждая из форм которой односторонне и частично выражает положительное всеединство. Мир многообразен, в нем множество вселенских религий, равно претендующих на укорененность в традиции и на универсальность осмысления действительности, и только искусство и литература благодаря совершенному единству формы и содержания с наибольшей полнотой выражают и отражают жизнь вне всяких трансцендентальных границ.
Постигая загадочный мир, творческий человек через конкретные образы «выкликает» и «высветляет» заложенное в них идейное содержание и тем «возвращает» конкретность Богу. Русская культура тесным образом связана с православием, этот выбор христианского пути для России мировоззрения и жизнетворчества превращается в естественный путь, следованием традиций самоопределения и самопологания. Православие возникло как новое измерение бытия, не отвергая силовые линии язычества, соединяющей полюса страха смерти и счастья жизни внутри самодовлеющего развития России. Степун считал, что православие – мировоззрение, духовная основа, первостихия, дающие «знание Бога живого», и без него Отечество немыслимо. Это прозрение было высказано мыслителем 60 лет назад. Федор Августович считал, что главной задачей философии является «узрение» Абсолюта, т.е. Бога. Он считал «философ мыслит глазами».
Политолог, известный русофоб З. Бжезинский утверждает: «После распада СССР, разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие, уничтожим его – развалится Россия». Федор Степун, являясь православным мыслителем (немец по крови, русский по судьбе), свои многочисленные статьи и книги посвятил России. В книге «Мысли о России» писал: «Русскость, религиозность есть качество духовности, формы раскрытия сущности бытия, а не историософский, политический и идеологический монтаж, и потому раскрытие русской души, русской идеи требует не формул, а тщательной живописи исторического пути лица России». Понять это – значит видеть русский народ, живущего и пребывающего в состоянии охваченного духом истинной государственности, на основе традиций прошлого и драгоценных приобретений, живущих и грядущих поколений, только тогда будет создана Великая Россия.
Философ предсказывал, что любые политические катаклизмы на его любимой родине могут быть преодолены лишь религиозной энергией русского народа, «возрождением веры в Распятого». Степун, находясь на Западе, не прекращал своей просветительской деятельности, он редактировал газеты и журналы, возглавлял кафедры истории русской культуры в Дрездене, Мюнхене. В 1937 году нацисты отстранили его от преподавания, затем последовал запрет на печатные и публичные выступления. Во время Великой Отечественной войны ученый занимал патриотическую позицию, прославляя героическую борьбу с фашистами советского народа. В 1944 году во время бомбардировки американцами Дрездена погибла его библиотека и архив, сгорели десятки неопубликованных статей и книг. Степун на основе личных встреч или, опираясь на силу эмпатии и источники, особенно в двухтомнике «Бывшее и несбывшееся», Нью-Йорк (1956 г.) в своих статьях и книгах нашел убедительные характеристики мыслителям и писателям, художникам. Это портреты Виндельбанда, Рикерта, Ласка, Бердяева, Гиппиус, Вяч. Иванова, Б. Зайцева, Мережковского, Блока, Белого, Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева и др.
В течение всей своей творческой деятельности Степун был известен современникам как непревзойденный лектор, оратор, его публичные выступления пользовались чрезвычайной популярностью в университетах Германии, Франции, Дании, Великобритании, США. Залы всегда были переполнены, на лекции приходили не только студенты, но и профессора со всех факультетов. Этому способствовало отличное знание европейских языков и энциклопедическая образованность философа. Иногда после лекций студенты несли профессора на руках до квартиры или гостиницы. Творчество Федора Августовича Степуна, бесспорно философски зоркого и чуткого мыслителя, занимает достойное место среди творений великих религиозных мыслителей России.