На дворе декабрь – по календарю месяц студеный. Нынче, правда, пока не очень-то он впечатляет снегами и морозами. Видимо, все впереди. Не зря же испокон веку его величают стужайлом, холоднем, лютовеем и лютнем.
…И начал быть сей тварный мир
Однако народ знал: люти добавляется, а прирост света все-таки с декабря начинается. Хотя зимний денек – пока с воробьиный скок. Ночь, темнота окутали землю, но скоро вновь выкатится на небосклон лучезарное солнышко и будет расти, расти, расти. Каких-то две-три недельки «хмури да хмари», и наступит долгожданный коловрат-солнцеворот, когда светило поворачивает на лето, а зима – на мороз. Это как-то согревает.
Древнерусская «трактовка» творения мира такова: из тьмы с закруткой-раскруткой все и пошло. «Род взял искру во тьме да закрут сделал, а с того закрута все начало крутиться, и свет выплыл из верчения. А из того света, как из окна, и мир весь вышел, выплыл и начал быть. Род ту искру разбил на крохи да в каждую тварь по крохе дал: и в землю, и в камень, и в травину, и в человека». Род – мифологический персонаж, упоминаемый вслед за главными древнерусскими богами. Сварог – один из них, тоже, кстати, творец всего сущего: сварил, «стварил»-сотворил, створожил его, и образовался сей «тварный» мир. Вот вам и этимологическая цепочка: «варить», «творить», «творог», «тварь»… А сладила и облюбовала этот мир своими ладошками богиня Лада – женская ипостась бога Рода, жена и помощница Сварога. Что касается божественной темы, то на 4 декабря приходится один из двунадесятых церковных праздников – Введение Пресвятой Девы Марии во Храм, день наиболее благоприятный для новоселий.
Введение – на воде леденение
Введение в народном представлении соотносится не столько с Богородицей, сколько с понятием начала, ввода, что совпадает с началом календарной зимы. Говорили: введение накладывает на воду леденение. В этот день по старой традиции молодожены начинали пробные выезды-гулянья – обряд назывался «казать молодую». Речь идет о тех новобрачных, чья свадьба была недавно, по осени. И снаряжали они санный поезд с бубенцами и вместе с родными-близкими и ехали к родителям супруга. У порога их ждала выстланная навыворот овечья шкура – на нее ступала молодая чета. Так провожатые сдавали с рук на руки свекрам молодую. А те, в свою очередь, благодарили их за то, что уберегли ее от всяких неприятностей. Дело обязательно оканчивалось пиром, на котором пели величальные песни, в том числе и тем, кто еще только собирался жениться или выйти замуж. А незамужние девушки вечером перед сном клали под подушку кусок хлеба или кольцо, подвязывались поясом – чтобы милый приснился. Загадывали на суженого-ряженого, приговаривали: «Не спится, не лежится – все про милого грустится», «Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить».
Именно период начала зимы считался в России временем узнавания судьбы и одновременно отправной точкой для создания нового образа своей жизни. На бога надейся, а сам не плошай? В пору замирания природы, затишья, в самый раз было задуматься, поразмышлять о том, о сем. Люди верили в таинственную силу Судьбы и полагались на жребий, то есть на приговор всеведающего Рода, на принятие одного-единственного решения и образа действия. Обычай узнавания своей доли передавался из поколения в поколение, и в обрядовой жизни он наиболее ярко запечатлен в святочных традициях. Считалось, что именно в это время могучая Судьба сообщает человеку, что она ему несет на будущий год.
Молодая зима с горочки катается
На Екатерину (7 декабря) приходилось первое катание на санях. «Молодая зима с гор на санках катается», «Катеринин день пришел – катанье привел», – говаривали в старину. Для малых ребятишек мастерили козыречные саночки с куклами, так называемые «козырки», салазки с загнутым передом полозьев. Деды ладили санки, а бабушки соответственно шили кукол, усаживали их в транспортное средство и отправлялись одаривать ими внучат. Красивый и трогательный обычай!
Остальной же части добропорядочного народа следовало непременно скатиться с горки – дабы освободиться от душевного груза, снять с себя тяготы мучительных раздумий (о которых шла речь выше), обрести умиротворение. Обряд на самом деле способствовал переходу из состояния омраченности в радостное и благостное настроение. Что касается мужеского пола, то для возвращения ему доброго расположения духа было одно верное средство. Растапливали в русской печи волчий жир, потом топили баньку, «ставили мужика под дубовый веник» и растирали упомянутым снадобьем. После чего он, воспрявший добрый молодец, готов был горы свернуть. Целили мужика. И ценили. Чему и нам сегодня не мешало бы поучиться…
Пророк Наум наставляет на ум
«Утро красное – быть декабрю ясным». Поговорка произносилась на Парамона-зорника (12 декабря), накануне Дня святого апостола Андрея Первозванного. На Андрея вторично после Юрьева дня наслушивают воду в реках, озерах подо льдом, а также в колодцах: коли не волнуется, тихая вода – будет ровная зима, а если шумная вода – быть стуже да буранам. В этот день, прежде чем с крыльца сходить, нужно внимательно все осмотреть: не дай Господь, след чужой заступить – след чужой ступишь, то и судьбу чужую переймешь…
Следом наступает Наум-грамотник. Говорили: «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум». Детей отдавали в учение – уславливались с приходским дьячком или другим лицом. В назначенное время в дом являлся учитель, его встречали почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его будущему наставнику с просьбами научить уму-разуму, и чадо отправлялось грызть гранит науки – с азбукой, указкой и непременно подарком для учителя (обычно это была какая-нибудь из домашних птиц). В русских семьях существовало и своеобразное гадание на обучение. Родители, желающие отправить сына на учебу, варили горшок каши, выносили его во двор, а готовящийся к учению отрок брал палку и со всей силы бил по горшку. Далеко полетят брызги – хороший знак. В будущем в ученике можно было полагать остроумие, хорошую память и охоту к учению. В противном случае следовало ожидать соответственно обратного эффекта – диаметрально иных качеств у несчастного сыночка.
В XVII веке в России выпекалась даже специальная пряничная азбука, с помощью которой детей приобщали к грамоте. Были пословицы и буквенные приговорки: «Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плетка к попе ближется; ер, еры – упал дедушка с горы; ер, юсь – сам подымусь». У ученика были заповеди: во время учения нельзя есть, а то заешь выученное. Если учишь по книге и надо отлучиться, то следует закрыть книгу, в противном случае все позабудешь.
Коло – символ солнца
В старину 17, 18, 19 декабря считалось временем Никольских святок, затем наступал Никола-зимний. Интересна интепретация этого имени. Коло издревле считалось образом творения. Коло (оно же колесо) – символ солнца. А пока царит Николо – не солнышко, а его отсутствие. И люди, как могли, помогали светилу возродиться, проснуться, сдвинуться с места и начать свой путь по небосводу. Если Никола – не солнышко, то вполне понятно, почему в народе у него было другое имя – Дед Мороз (по-западному – Санта-Клаус (Николаус). А привычные для современного человека снеговики, оказывается, первоначально играли роль божков-идолов, символизирующих Деда Мороза – «дядьку Николая». Если же учесть, что празднование Масленицы до 1492 года было сопряжено со встречей Нового года (которое отмечали в марте), то вступление весны в свои права и состояние солнца, набирающего животворящую силу до Масленицы, соотносятся с понятием «Николо» – не солнышко, время отсутствия животворящего солнца.
И, наконец, День преподобного Спиридона, 25 декабря. Солнце с этого момента наряжается в праздничный сарафан и кокошник и, согласно народным приметам, «садится солнышко в свою колясочку золоченую, запряженную тройкой огненных коней, и выворачивает их на летнюю дорожку». Русичи радовались: «Красное солнышко на Спиридона прирядится и просветлеет, и коровка бочок себе нагреет». Собирались в этот день на возвышенных (ближних к небу) местах и приветствовали всеобщим ликованием появление на небосводе символа света, праздновали победу над силами тьмы. Разжигали в честь Дажьбога-Солнца костры, скатывали с гор горящие колеса, кричали хором: «Колесо, гори-катись, с весной красною вернись!». А детвора, выбегая за околицу, встречала солнце такими словами:
«Спиридон-свет-поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несет,
Красно солнышко зовет –
Разгорайся, солнышко красно,
Ты на свете не погасло!».



