Именно к такому выводу (уже без вопросительного знака) можно прийти на примере известной в Тюмени судебной тяжбы "Богомолов против Маслаковой": мошенница вышла сухой из воды, а потерпевший потерял последнюю надежду на возмещение понесённого им ущерба.
Эта следственно-судебная история находилась под пристальным вниманием "Тюменской правды" на всём её протяжении. А это больше двух лет и восемь(!) публикаций, посвящённых перипетиям борьбы за справедливость. Сегодняшняя публикация – девятая. Пожалуй, наша газета могла бы претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса, если бы там существовала специальная номинация для периодических изданий типа "Верность теме".
Освежим в памяти наших читателей суть истории и её основные этапы. Житель села Созоново Тюменского района Алексей Богомолов попал в мошеннические сети в декабре 2010 года. Прикупил (так ему казалось) в ООО "Пилорамы мира" 25 кубометров профилированного бруса на сумму 250 тысяч рублей. Внося деньги в кассу названного учреждения, он даже представить себе не мог, что и бруса не получит, и деньги ему никто не вернёт. Откуда ж ему было знать, что деятельность "Пилорамы мира" на тот момент была приостановлена, а счета заморожены? Ведь сделка была оформлена, как положено: договор на бланке с печатями, квитанция об оплате…
Несколько месяцев Богомолов пытался добиться исполнения договора, после чего подал иск в Тюменский районный суд. Суд состоялся 31 мая 2011 года и вынес решение: обязать ООО "Пилорамы мира" вернуть обманутому заказчику 250 тысяч, плюс неустойку и компенсацию за причинённый моральный вред. Но всё упёрлось в исполнение данного решения: служба судебных приставов расписалась в собственном бессилии, поскольку на счетах ответчика не значилось ни имущества, ни финансовых средств. В обязанности службы судебных приставов, как известно, не входит задача "копать глубже". И если рассуждать с обывательской колокольни, то Богомолову оставалось лишь обижаться на несовершенство законодательства: когда договор заключается с юридическим лицом, то и спрос может быть только с него, в данном случае – с ООО "Пилорамы мира". А учредительница "Пилорам", г-жа Маслакова, оказалась как бы ни при чём.
В августе 2011 года Богомолов обращается в прокуратуру Калининского округа с просьбой возбудить дело против матери-основательницы "Пилорам мира" – уже в рамках уголовного законодательства. Прокуратура переадресовывает эту просьбу УМВД России по г. Тюмени: разберитесь, есть ли в действиях Н. Маслаковой признаки мошенничества.
Но вместо скрупулёзного расследования обстоятельств, связанных с деятельностью Н. Маслаковой, полицейское ведомство в лице своего следственного подразделения занялось тем, что стало спускать жалобу Богомолова на тормозах. При этом в ход шли любые предлоги, в том числе самые нелепые. Например, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 8 декабря 2011 года чёрным по белому написано: в ходе расследования "установить местонахождение и опросить Маслакову Н.К. не представилось возможным". Однако в то же самое время якобы кинувшаяся в бега г-жа Маслакова открыто общалась с массой тюменцев. И в качестве кого, думаете, общалась? В качестве индивидуальной предпринимательницы, торгующей (внимание!) пиломатериалами. Причём в той же самой конторе, где ранее располагалось ООО "Пилорамы мира", на том же оборудовании и пользуясь теми же телефонами! То есть в то самое время, когда следственные органы, якобы сбиваясь с ног, разыскивали подозреваемую по конспиративным квартирам и злачным местам (разве что не обращались в Интерпол), "пропажа" как ни в чём не бывало продолжала облапошивать очередных доверчивых клиентов. Клиенты находили Маслакову очень просто: по её объявлениям.
В общем, моментов, указывающих на мошеннический характер действий Н. Маслаковой, было более чем достаточно. Дополнительно выяснилось, что не один лишь Богомолов пострадал от её действий, таковых обнаружилось несколько, их облапошили, если считать"на круг", более чем на два миллиона рублей… И тем не менее следственные органы то отказывались возбудить дело, то после вмешательства прокуратуры всё-таки возбуждали, после чего дело закрывалось и вновь возбуждалось… Всё это походило на своеобразный юридический пинг-понг, длящийся месяцами…
Факты волокиты со стороны правоохранительных органов, которые всячески тормозили процесс расследования деяний г-жи Маслаковой, не однажды фиксировались двумя прокуратурами – Калининского округа и областной. Процитируем одно из писем, полученных А. Богомоловым за подписью заместителя прокурора Калининского округа В. Михалькова: "Ваша жалоба на волокиту при производстве расследования уголовного дела… рассмотрена, доводы признаны обоснованными. …По делу допущена волокита, ряд необходимых следственных действий не произведён. По факту волокиты, необоснованного самоустранения должностных лиц СЧ СУ УМВД России по г. Тюмени…внесено представление об устранении нарушений закона и привлечении виновных должностных лиц следственной части к ответственности". И далее: "Ход и результаты предварительного следствия… заместителем прокурора округа поставлены на ежедневный контроль".
Однако вот незадача: даже ежедневного прокурорского контроля оказалось недостаточно, никакого ускорения в ходе расследования дела №201202062/70 не произошло… Поэтому редакция была вынуждена обратиться с письмом в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Наше письмо заканчивалось так: "Убедительно просим вмешаться в сложившуюся ситуацию, проверить законность принимаемых решений по уголовному делу и виновных лиц привлечь к ответственности".
Кое-что после этого нашего обращения всё-таки произошло. Из Уральского управления Генпрокуратуры в адрес Тюменской областной прокуратуры пришло грозное письмо с требованием "вникнуть в ситуацию и организовать силами аппарата облпрокуратуры надлежащий надзор за расследованием данного уголовного дела…"
Ну, уж теперь-то, подумали мы в редакции, всё придёт к замечательному концу: мошенницу заставят вернуть Алексею Богомолову его деньги. Процитирую нашу публикацию от 4 сентября 2012 года: "Эта история говорит, кроме всего прочего, о том, что хоть и не так часто, как надо бы, но всё же бывает, что настойчивость печатного органа приносит свои плоды".
Увы, как сейчас выясняется, эта фраза была опрометчивой. Да, после строгого письма из Уральского управления Генпрокуратуры уголовное дело в отношении гражданки Маслаковой было возбуждено "окончательно и бесповоротно", а затем было рассмотрено в Калининском суде. Итог, дорогие наши читатели, вам понятен из первого абзаца настоящей публикации. Получается, дело было возбуждено окончательно для того, чтобы его окончательно… похоронить.
Суть в том, что пока здесь, в Тюмени, местные правоохранительные органы волокитили дело "Богомолов против Маслаковой", наши законодатели там, в центре, в Москве, подсуетились и взяли под свою защиту всех мошенников страны (кроме тех, кто ворует в особо крупных размерах). Конкретно эта защита выглядит следующим образом: Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьёй, согласно которой порог ответственности за "мошенничество, сопряжённое с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности" значительно повышается. Проще говоря, чтобы тебя судили по всей строгости и без снисхождений, ты должен кого-то облапошить ну на очень крупную сумму. Конкретно – не меньше чем на полтора миллиона рублей. Стало быть, ущерб, нанесённый Н. Маслаковой А. Богомолову, теперь считается незначительным. А раз он такой незначительный, мелкий, то к связанному с ним преступлению (опять-таки согласно вышеупомянутой новой статье) применяется срок давности. Конкретно речь идёт о сроке в два года.
Теперь посчитаем. Следствие по делу Н. Маслаковой длилось один год, затем судебная тяжба – ещё год. Всего – два года. В итоге судебное разбирательство закончилось тем, что дело прекращено в связи с истечением срока давности. Как говорится, приплыли...
Невольно возникает подозрение: а не специально ли тянули резину наши правоохранительные органы, чтобы в конце концов г-жа Маслакова вышла сухой из воды? Ведь объективных причин для затягивания процесса по поводу этого весьма не сложного дела не существовало, и мы неоднократно обращали на это внимание в наших публикациях. Таким, как г-жа Маслакова, новая статья в законе очень даже кстати. Наше государство как бы посылает мошенникам "средней руки" сигнал: обманывайте доверчивых граждан и дальше, вы под защитой закона…
Между тем позаботиться о жертвах "мелких" и "средних" воришек, похоже, некому. А зря. Мошенники и так ведут себя вольготно, нагло. Не исключено, что теперь они будут вести себя ещё более "раскованно". Известно: безнаказанность поощряет к продолжению преступной практики. И ещё одно соображение: вряд ли эта ситуация приведёт к укреплению доверия рядовых граждан к законодательной власти, к нашей правоохранительной и судебной системе.