В довоенные и послевоенные годы особой популярностью пользовался сад на улице Ленина. Аллеи стройных берез, душистых лип, кудрявых кленов и среди них – летний театр. И, конечно, играл в саду духовой оркестр. Разве можно было усидеть дома?
Портрет на песке и кино для публики
Судя по различным историческим источникам, сад любили тюменцы и в XIX веке. Только назывался он Спасским. Посещали его именитые люди. Например, в одной из своих статей меценат Николай Чукмалдин рассказывает, что в Спасском саду он прогуливался вместе с издателем Константином Высоцким и сатириком-живописцем Иваном Калгановым.
«На дорожках насыпаны были кучки песка... Разговор опять коснулся способности, как несколькими штрихами передать индивидуальную физиономию каждого человека? «Как я помню физиономию, спрашиваете вы? – вопросом на вопрос ответил нам Калганов. – А вот как. Все вы знаете адвоката Бордашевича? Вот я вам нарисую палкой на этой куче песка типичные его черты лица. Вот контур головы, лба, подбородка, рот и нос. Ну что, похож?» – заключил он, сделав несколько штрихов и углублений. Мы ахнули. В этом грубом абрисе, сделанном палкой на куче песка, на нас глядел, как живой, Бордашевич…».
В 1898 году городская Дума одобрила решение общества трезвости устроить при Спасском бульваре сад для прогулок детей. Его стали именовать «Сад-бульвар отделения общества для борьбы с детской смертностью». В нем «устраивались полезные развлечения, гимнастические соревнования и разнообразные игры для детей». Зачастую проводились народные гулянья, музыка, смех не смолкали до утра. Одно из таких празднеств состоялось в августе 1900 года. Ради торжества устроили даже газовое освещение. «Сибирская торговая газета» писала: «… гуляние, по нашему взгляду, вышло крайне удачно, но только мы не поинтересовались узнать, сколько было выручки. Освещение на сей раз получилось тоже крайне удачным, но… во сколько оно обошлось обществу трезвости, чтобы не быть на следующий раз внакладе, если кто вздумает устраивать такое же освещение? Не реклама ли это?».
Газета указывала и на возникшие проблемы: «…В Спасском сквере во время народных гуляний впускают пьяных, выдав им входные билеты. Но к ним сейчас же подходит распорядитель и приказывает удалиться, отчего случаются скандал. чтобы избежать неприятностей, необходимо совету общества трезвости сделать распоряжение, дабы распорядитель не продавал билеты пьяным посетителям…». Наверняка замечание не было пропущено мимо ушей, потому что сквер принадлежал Тюменскому отделу Тобольского общества трезвости. Общество усиленно боролось за чистоту нравов. То им устраивались лекции о вреде пьянства, то открывались чайные и т.д. Купцы-меценаты Николай Чукмалдин и Андрей Текутьев поддерживали полезные для нравственного здоровья начинания.
На территории сада находился электротеатр «Модерн», в котором публика смотрела новинки кинематографа. доход в пользу владельца, по всей видимости, был немаленький. На собрании городской Думы в 1911 году рассматривался вопрос коммерции. «Модерн», как следует из документа, занимал 60 кв. саж., за его аренду в год в казну шло 240 рублей, кроме того, содержатель кинематографа предоставлял по контракту сборы от сеансов в пользу Владимирского сиропитательного заведения. К ноябрю 1911 года срок аренды закончился. И на новый срок стали претендовать прежний владелец «Модерна» Иосиф Шевелевич Шустер и дворянин Вацлав Юзефович Пилитовский. «… г-н Шустер предлагает прежние условия аренды, а г-н Пилитовский соглашается уплачивать аренду на 100 рублей выше в год существующей платы. Тюменский отдел Союза для борьбы с детской смертностью в России просит городское управление передать ему право на извлечение доходности с места, находящегося под электротеатром, и тем самым дать ему возможность увеличить свои средства, открыть ясли для детей. При этом отдел Союза приводит справку: Спасский сад посещает масса детей (1800 посещений в год). Эти посещения носят
общедоступный характер, так как плата с детей внешкольного возраста не взимается, с остальных же – только в дни, когда играет музыка, берется плата от 5 до 10 коп.». Депутаты решили, что «из-за недостаточного городского дохода следует воздержаться от оказания материальной помощи в столь неудобной форме, как предоставление права на извлечение дохода с городских имуществ». И назначили торги с цены 340 рублей в год за аренду, т. е. с той, что предлагал г-н Пилитовский.
Кусок рыбьей чешуи
Спасский сад был довольно большим по размерам. В генеральном плане Тюмени 1917 года он занимает весь квартал по улицам Спасской (Ленина) и Иркутской (Челюскинцев). Неподалеку, на улице Челюскинцев, находился еще и частный сад знаменитого купца Андрея Текутьева. «…хоть и небольшой, но хорошо обсаженный деревьями и цветами, бесплатно доступный для гуляющей публики и детей», – свидетельствует календарь Калугина за 1913 год. Неутомимая исследовательница Любовь Типикина отмечает, что Спасский сад – это и есть сад Андрея Ивановича Текутьева. он помогал в его благоустройстве, и одно время этот уголок зелени так и называли – Текутьевский. Типикина приводит занятную историю из жизни сада. В 1913 году общество трезвости провело благотворительное мероприятие в пользу больных детей – «День цветка». В саду продавали букеты ландышей. «При вскрытии кружек, кроме денег, обнаружили 2 серебряные медали 84-й пробы с оторванным ушком, три старые медные монеты, 2 фальшивых рубля, 2 фальшивых двугривенника, жетон воздушного флота (жестяной) и кусок рыбьей чешуи на коже».
В журнале городской Думы 1916 года мне попался факт, который подтверждает, что между Спасским сквером и садом Текутьева было зарезервировано городское место площадью 195,84 кв. саж., предназначенное под устройство сада. «За смертью Текутьева таковое место должно быть возвращено обратно городу. Это место покойным Андреем Ивановичем было огорожено, но какие-либо на нем посадки произведены не были», – записано в журнале Думы.
И как сие понимать? Не было Текутьевского сада? Дальше – больше: «Домовладелец бульварной улицы П. Н. Токмаков обратился в Городскую Управу с ходатайством о восстановлении проезда по этой улице и об уничтожении поставленных там заборов, так как закрытие здесь проезда обесценивает имущество Токмакова и отражается неблагоприятно на делах типографии Токмакова, находящейся в его доме». Депутаты ратовали за интересы города. Решили, что загороженное место может понадобиться для увеличения Спасского сада. Так, по всей видимости, и случилось.
По деревянным тротуарам
После революции сад стал носить имя вождя пролетариата. «В раннем детстве, в довоенные годы, когда наша семья снимала квартиру на улице Ленина, недалеко от Спасской церкви, жители дома выходили летними вечерами посидеть на лавочках (кстати, тогда они были повсюду). Обсудить дела домашние, посмотреть на идущую по деревянному тротуару публику – нарядную, красивую, спешившую в сад, где было и кино, и концерты, и танцы. Именно там я впервые увидела знаменитых артистов балета Н. Дудинскую и К. Сергеева,– вспоминает краевед Вера Кубочкина. – Затем, уехав учиться в Ленинград, посещала многие спектакли с их участием в Мариинском (Кировском) театре».
Местная газета за 1934 год, например, дала такое объявление: «14 июля. Летний театр в саду им. Ленина. «Роз-Мари». В саду большое гулянье, танцы. Играет духовой оркестр. «18 июня. «Ярмарка невест», 20 июня – большое гулянье, на открытой сцене выступления артистов цирка и эстрады». В 1941 году газета «Красное знамя» поместила рекламку: «23 и 24 сентября в саду им. Ленина состоятся гастроли лилипутов. В программе: скетчи, пение, танцы, музыка, юмор, иллюзия, частушки». Летом 1942 года сад приглашал тюменцев на гуляния с восьми часов вечера до часу ночи, играл духовой оркестр.
Устраивались в летнем театре и концерты звезд самодеятельности. Кстати, вход в сад им. Ленина был платным. Билет стоил 1 рубль, а если идешь на танцы, то – 3 рубля. Находилась на его территории и бильярдная. Играли в русский бильярд. А в маленьком ресторанчике можно было подкрепиться. Так как сад носил имя вождя пролетариата, то в нем установили памятник Владимиру Ильичу. Считалось, что сюда приходит отдохнуть в основном местная интеллигенция.
В 1958 году на территории сада выстроили Дворец пионеров и школьников. Здание имеет уникальный дворовый фасад. Не случайно сейчас вход во Дворец со двора, а не с улицы Челюскинцев.
Парадное здание никогда не пустовало, в нем кипела творческая жизнь. Но был и безрадостный момент: ремонт не производился целых полвека, а разместившиеся в годы перестройки на его площадях офисы никакого отношения к развитию детских талантов не имели. В 1990-х знаменитое здание нарекли Дворцом детского и юношеского творчества. Сейчас это дворец искусств «Пионер».
Областные власти выделили деньги на реконструкцию, арендаторы-коммерсанты покинули его стены. Осенью 2007 года все необходимые работы были выполнены. Исторический вид здания сохранен, великолепная лепнина, трехметровые потолки, колонны придают ему особую торжественность. Сцена оборудована современной аппаратурой, в кабинетах, где проходят занятия кружков, созданы комфортные условия.
Но старинный сад, с которым тюменцы старшего поколения связывают самые дорогие моменты жизни, основательно подрезали. Территория Дворца пионеров обнесена красивой оградой. Ограда эта была изготовлена рабочими литейно-механического завода (впоследствии завод «Нефтемаш») из металлолома, собранного пионерами и комсомольцами Тюмени.
Хотелось бы среди плотной застройки улиц видеть скверы. именно они создают наиболее человечную и уютную обстановку. Не говоря уже и о пользе экологической…
P.S. Искренне благодарю Наталью Леонидовну Галян, главного специалиста отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области, за помощь в подготовке материала.



