Формирование сети автомобильных дорог в Ямало-Ненецком автономном округе ведется поэтапно. В первую очередь – это завершение строительства автодороги «Сургут – Салехард».
В перспективных планах округа 2018 год должен ознаменоваться завершением строительства автодороги «Надым – Салехард». С учетом последней корректировки проекта, в участок включили объезд города Надым. Общая протяженность стройки увеличилась, сейчас она составляет 337 километров. Напомним, дорога соединит западный и восточный районы арктического региона единой автотранспортной сетью, а Ямал – с общероссийской сетью автодорог, став частью транспортного коридора «Тюмень – Сургут – Салехард».
Проект строительства дороги включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в УФО. Выход на общероссийскую сеть дорог получат еще шесть населенных пунктов: город Лабытнанги, станция Обская, село Аксарка, поселок Харп, село Харсаим, село Горнокнязевск. Дорожники прогнозируют интенсивность движения на разных участках дороги в среднем до 4,5 тыс. автомобилей в сутки. Объем грузоперевозок ближе к 2020 году составит 2–6 млн тонн в год.
В своем ежегодном докладе губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин назвал автодорогу «Надым – Салехард» технологической базой, которая в перспективе значительно расширит логистические возможности региона. Как уже известно, трассу оборудуют системами спутниковой связи, вдоль ее оси протянется электромагистраль.
Правительство ЯНАО делает ставку и на строительство Северного широтного хода. Как говорится, первый камень уже заложен: в 2011 году на реке Надым началось строительство мостового перехода. Это совмещенный мост для автомобильного и железнодорожного транспорта. С его введением в эксплуатацию у жителей Надыма и Надымского района появится возможность круглогодичного передвижения, понтонная переправа через реку уйдет в историю.
Формирование опорной сети автодорог округа завершат стройки, намеченные к вводу до 2020 года. Это объезды городов Новый Уренгой и Надым, реконструкция участков «Коротчаево – Новый Уренгой» и железнодорожная станция Ныда – Пангоды. Таким образом, «разрывы» в сети дорог окружного значения будут ликвидированы.
Вторым этапом станет строительство новых трасс и перевод в сеть дорог общего пользования ведомственных. Они соединят административные центры муниципалитетов Ямала с опорной сетью трасс. До 2020 года запланировано строительство автодороги «Надым – Советский», участок «Надым – граница ЯНАО-ХМАО» с реконструкцией уже существующего участка. Для соединения административного центра Ямальского района (Яр-Сале) с опорной сетью дорожники предлагают возвести дорогу «Лабытнанги – Яр-Сале».
Что касается перспектив до 2030 года, то профильным окружным департаментом предложено включить в план несколько объектов. Это строительство автодорог «Тазовский – Гыда», «Южно-Харампурское месторождение – Толька», автомобильная дорога «Новый Уренгой – Красноселькуп – Игарка», участок «Южно-Русское месторождение – село Красноселькуп», включая мостовой переход через р. Пур» и подъезд к административному центру Шурышкарского района селу Мужи.