«Скажите, девушки, подружке вашей...»

Вчера в ДК «Строитель» состоялся сольный концерт Михаила Шепеленко

Те, кто слушал этого молодого тюменского певца, – в полном восторге от его волнующего голоса, огромного обаяния. Обладатель уникального проникновенного тенора, Михаил Шепеленко подает большие надежды стать национальным достоянием России, войти в золотой фонд ее музыкальной культуры.

Михаил родился и вырос в Тюмени. Начал петь в детском хоре, лет в 11 – заниматься сольным вокалом. Будущий оперный талант в способном мальчишке разглядели и развили тюменские педагоги Римма Красникова, Галина Логачева, Марина Кулакова.

Высокий дискант определенно выделялся, привлекал внимание слушателей. Было много конкурсов, интересных поездок и выступлений. Потом голос изменился, начались занятия по взрослой модели, а также подготовка к поступлению в консерваторию.

В Екатеринбурге на кафедре академического вокала Михаил проучился пять лет. За время учебы в консерватории не раз выступал перед посетителями «Музыкальной гостиной», где проходят городские камерные концерты. Исполнил цикл песен Шумана «Любовь поэта», роль Моцарта в опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Стал лауреатом Международного конкурса вокалистов в Тольятти.

По окончании консерватории вернулся в Тюмень. А затем – перст судьбы! – наткнулся в сети на информацию о наборе слушателей в Академию бельканто знаменитой итальянской оперной дивы Миреллы Френи, подруги детства Лючано Паваротти, они вместе с ним выросли в городе Модена. Их матери вместе работали на табачной фабрике. Благо, детям был уготован иной путь.

Сначала Михаил отправил в Италию свои записи: несколько оперных арий. Они получили одобрение, пришел отзыв: «Приезжайте на прослушивание». И вот в ноябре 2012 года, год назад, Михаил Шепеленко отправился на стажировку туда, где зародился сам жанр оперы. На прослушивание приехали примерно 150 молодых оперных исполнителей со всего мира, со всех континентов, ну, может быть, кроме Антарктиды. В том числе четыре артиста из России.

– Когда я впервые вошел в концертный зал Академии, потом увидел саму Миреллу Френи, затем гулял по улицам Модены, то всегда переживал и волновался: выпадет счастливый билет или нет? – вспоминает Михаил. – Мы пели один тур, другой. Затем Мирелла проводила мастер-классы, смотрела, кто и как реагирует на ее замечания, помощь, оценивала перспективы дальнейшей работы. В итоге она назвала только 12 имен. В их числе прозвучало и мое. Ощущения были невероятные!

Мирелла Френи без преувеличения – одна из самых выдающихся оперных певиц XX века. Она всегда вспоминала о Лючано, рассказывала о нем много историй, приводила примеры из его жизни и творчества. Они вместе пели спектакли по всему миру. И теперь в ее Академии лучшие из лучших могли получить тончайшую настройку исполнительского мастерства. Наш земляк изучал итальянский язык. Параллельно шли занятия с концертмейстерами по разучиванию музыкальных произведений. Разумеется, Мирелла Френи сама давала слушателям Академии свои уроки.

– Она была очень строга, – рассказал артист. – Реагировала на каждую мелочь возгласами: «No! No! Еще раз! Заново!» И так с утра до вечера. Это было очень интересно и полезно. Вокал – такая сфера, где очень много субъективизма. И для Миреллы Френи главным было привить нам звуковой эталон, то, чему ее учили учителя, чему учат традиции итальянской школы пения. С ноября по май, что я провел в Академии бельканто, научиться всему нельзя, но теперь я знаю, куда стремиться, к какому идеалу двигаться. Это то же самое, как спортсмен идет к своей цели.

Михаил, несколько слов о вашем репертуаре

– В консерватории у меня был оперный класс, мы пели всех знаменитых итальянцев, «Травиату», «Риголетто». Но не забывали и о камерной музыке, разучивали романсы Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Глинки, Шуберта, Шумана, Листа, Вольфа.

Что вы думаете о нынешних музыкальных телешоу?

– На мой взгляд, в них есть некий перекос в сторону американской культуры. Не итальянской, не французской, не испанской. И это как-то негармонично выглядит. Наша отечественная музыкальная культура не менее богата, и о ней также не стоит забывать. Может быть, люди не хотят жить в прошлом, стремятся в будущее. Но если это будущее сделано опять же под американскую копирку, какой в том прок? Мне кажется важным, чтобы молодежь больше знала наших отечественных композиторов, нашу музыку, глубокую, возвышенную, которая действительно задевает струны души. Из нынешних артистов, на кого можно равняться, могу назвать имя Владислава Косарева. Прекрасный голос, самый разнообразный репертуар.

Какие планы на будущее?

– Открывать новые горизонты, новые произведения, которыми можно удивлять, покорять тюменского зрителя. Кроме того, есть другие обучающие программы для молодых оперных певцов, университетские курсы в различных странах. Возможно, буду учиться дальше.


11891