Недавно первый канал ЦТ привел любопытную статистику. Оказывается, по количеству взяток Россия занимает 26 место в мире. Лидером по мздоимству выступает Гаити. Совсем взяток не берут в Финляндии.
Мне лично приходилось дважды «выкупать» своих новорожденных сыновей из роддома с букетом цветов, коробкой конфет и непременно с бутылкой шампанского. Ну, это от души и от радости. Никто в данном случае не посмеет обвинить меня в даче взятки, а так же как и тех, кто принимал цветы и конфетки. Вообще-то простая человеческая благодарность и мздоимство – понятия разные, нельзя сваливать их в одну кучу. Однако, по мнению экспертов, поборы с больных в государственной системе здравоохранения достигли таких масштабов, что тревогу начинают бить сами медики.
Открыто, беспардонно, как на базаре, деньги с больных вроде бы не требуют, но надо признать: бесплатной медицины у нас уже не существует. За каждого пациента кто-то платит: за работающих – работодатель в Фонд обязательного медицинского страхования, за неработающих – местные бюджеты. Не застрахованные по линии ОМС и не имеющие страхового полиса оплачивают медицинские услуги самостоятельно. А теперь скажите, пожалуйста, кто из работодателей честно платит все положенные взносы и налоги? При нашем ненормальном капитализме многие предприниматели по-прежнему нанимают людей нелегально, без заключения трудовых договоров. Соответственно отчисления в Фонд ОМС на этих работников не делаются. В муниципальных образованиях Югры таких предприятий немало. А между тем деньги Фонда – это заработная плата медицинских работников, расходы на питание и содержание людей в больницах, обеспечение медикаментами и препаратами. Естественно, на все нужды этих средств не хватает.
В последние годы на Север Тюменской области обрушились туберкулез, алкоголизм, ВИЧ-инфекция. Никогда еще в стационарах и поликлиниках не использовалось столько дезинфицирующих средств, как сейчас. А они безумно дорогие. Вот и задумываешься: если больница ежедневно вынуждена тратить десятки тысяч рублей только на дезинфекцию, откуда взять деньги на все остальное? Выход один – обращаться к родственникам больных. Нужны лекарства – покупайте сами. Нужны УЗИ, рентген, флюорография – вот вам талоны на платное обслуживание. А если требуется оперативное вмешательство – все необходимое пусть приобретают родственники больного, вплоть до бинтов и лейкопластыря, а еще и кровь сдать надобно, за что, кстати, сегодня донор уже ничего не получает. Но все это лишь предисловие к теме, которую хочется обсудить.
Дело в том, что существуют неофициальные финансовые отношения между врачами и пациентами. Нельзя сказать, что раньше доктора не брали взяток и подарков. Брали, потому что они хоть и в белых халатах, а потребности-то такие же сермяжные, как у всех. Если почти все министры берут «на лапу», то почему, скажем, фельдшер должен отказываться от мзды, если дают? Но раньше это не носило массовый характер, не затрагивало в тотальной форме общедоступную медицину. А главное – не служило источником дохода для основной части докторов. На любого рода замечания или даже намек по данному поводу в администрации Урая реагируют, словно на попытку покушения, поэтому я не буду делать никаких ссылок на этот город.
Сегодня медики поставлены в такие условия, что волей-неволей они вынуждены искать дополнительные средства к существованию. Прожить на одну ставку на севере практически невозможно, а те скромные надбавки к зарплате, что изредка и, как правило, с шумной пропагандистской помпезностью подбрасывает медикам государство – это что мертвому припарка. А у врача, между прочим, тоже есть семья, дети. Для того, чтобы пополнить свой жалкий бюджет, а то и просто свести концы с концами, он вынужден работать на полторы ставки да еще брать ночные дежурства в больнице. Теперь представьте, что к такому замученному работой и нищетой врачу приходит больной, говорит «спасибо» и сует конвертик с деньгами. Многие ли найдут в себе силы отказаться? Впрочем, а надо ли вообще отказываться? Я уже говорил, что врач имеет право на благодарность больного. Были случаи, когда меня лично вытаскивали из критических ситуаций, и за спасение я готов был отдать врачам последнюю свою рубаху. Это, повторяю, МОЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО! Причем никто меня к нему не понуждает. Конечно, недопустимо, когда медицинский работник начинает вымогать у больного взятку.
В нравственном отношении обстановка намного чище в провинции, где каждый на виду. И все же здесь тоже есть, к примеру, хирурги, к которым все стремятся попасть на операцию. Я одного такого поистине классного специалиста знаю: он от подарков не отказывается и деньги принимает. Но берет в зависимости от материального положения больного. У одного может взять две тысячи рублей, а от другого и копейки не примет. Был даже случай: больная принесла ему 500 рублей, так он вернул ей 250 сдачи…
В поисках высококвалифицированной помощи люди устремляются в Москву или Екатеринбург, а там мзда совсем другая, и сдачи там не дают (совсем другой менталитет). Иной врач за «деревянные» и обидеться может. Там уже ничего не хотят делать без предоплаты. Не врач, давший клятву Гиппократа, имеет обязательства перед больными, а больные обязаны врачу. В одном из справочников раскопал я заметки эксперта Института социальных исследований Российской академии госслужбы при Президенте РФ Александра Смирнова. Вот что он пишет: «Статья 575 Гражданского кодекса РФ позволяет работникам лечебных и других аналогичных учреждений принимать от граждан, находящихся на лечении или содержании, а также от родственников подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда». Таким образом, если брать за единицу отсчета нынешний МРОТ, то сегодня каждый врач, медсестра, санитарка, лаборантка имеют право получать от каждого своего пациента подарок до трех тысяч рублей. Доказать, что такой «подарок» вымогался, то есть подвести данный факт под статью 290 УК РФ о взятках, практически невозможно. Так что само законодательство способствует расцвету взяточничества в системе здравоохранения. По данным социологического опроса, сообщает Александр Смирнов, 34% россиян в той или иной форме платят за лечение в государственных медучреждениях. По самым скромным оценкам, около 50 миллионов рублей в год концентрируются в теневом секторе, то есть расходуются на взятки и подарки медицинским работникам. И дело даже не в том, что от налогообложения укрываются колоссальные средства. Куда хуже, что достаточно большая часть населения вынуждена отказываться от обязательных, гарантированных Конституцией медицинских услуг, потому что не может заплатить за них взятки. Само собой напрашивается вопрос: как исправить ситуацию? Подстерегать дающих и берущих? Строго наказывать? Не знаю. Я только уверен, что решение проблемы вымогательства состоит в необходимости повышения зарплаты медработников, причем в несколько раз.
Есть такое понятие – заказной материал. Журналисту за определенную плату предлагают, к примеру, об Иванове написать хорошо, а о Петрове – плохо. Чего уж греха-то таить, бывает такое и довольно часто. Стало быть, мы, газетчики, с медиками родственные души, ведь по оплате труда занимаем последние места среди всех существующих профессий. И чтобы не ронять престиж этих самых ущемленных профессий, их надобно достойно оплачивать. А то кто же будет искоренять мздоимство?
г. Урай.