Грязь может дорого стоить

Слово «сапропель» для жителей Бердюжского района не ново, но они не подозревали, что ил со дна их озер можно продавать, как, скажем, молоко с фермы. При этом не нарушая экологического баланса, а только улучшая качество воды в природных водоемах.

– В пятидесятые годы был большой дефицит кормов для скота зимой. Мы делали прорубь в озере, вычерпывали сапропель, добавляли в него дробленое зерно или просто поливали им то, что было в кормушках, и коровы съедали все подчистую, – вспоминает бывший управляющий фермой в деревне Кушлук Иван Буровцев.

И вот настало время, когда инвесторы всерьез заинтересовались качеством сапропеля, его объемами и условиями добычи в Бердюжском районе. По словам заместителя главы района Сергея Панова, использовать это уникальное природное сырье в качестве удобрения для полей в растениеводстве было бы нерациональным с учетом спроса не только на российском, но и на мировом рынках. Сегодня сапропель используют как удобрение для газонных трав и комнатных растений, для выращивания овощей в закрытом грунте. Города северных округов нашего региона и соседнего Казахстана при озеленении скверов и улиц испытывают проблемы с плодородной почвой, потому закупают сапропель аж под Санкт-Петербургом, а между тем добывать его можно совсем рядом. Есть живой интерес к этому сырью, скажем, в Арабских Эмиратах и других странах, где песчаные почвы.

Пробы вековых донных отложений с первых двух бердюжских озер отправлены на анализ. Добыча сапропеля не нарушит экологического баланса открытых водоемов, а только улучшит их состояние. В настоящее время в стадии разработки проекты по экологической реабилитации озер района. Заметим, из-за малого запаса подземных вод население ряда сельских территорий испытывает трудности в обеспечении качественной питьевой водой. Добыча сапропеля и есть не что иное, как очищение открытых водоемов, из которых озерная вода подается в водопроводы.

– Очистка может омолодить наши водоемы лет так на пять-десять тысяч! Есть у нас глубокие озера, где на дне мало ила, а есть совсем мелкие, в которых сапропеля много. И если не очистить, водоем со временем может превратиться в болото, – рассуждает Сергей Панов. – Вовсе не обязательно, что природные накопления во всех озерах аналогичны. У нас много водоемов с соленой водой, их сапропель в качестве удобрения не годится, зато востребован в медицине и косметологии. Мы беседовали с представителями Уральского отделения РАН и узнали, что из озерного ила можно получать биосырьё, в том числе протеины, аминокислоты. Словом, к природному материалу из водоемов есть интерес. Когда будут готовы результаты анализов, инвесторы смогут просчитать затраты на реализацию проектов.

А пока это лишь потенциальная точка роста экономики территории. Идет согласование интересов и эффективности сотрудничества в рамках нового инвестиционного проекта.


11828