Октябрь – ткач человеческого счастья

Октябрь. Всего-то второй месяц осени, а, поди ж ты, и первозимок, и зазимник-позимник, и грязник, и грудень. Есть у этого времени года и названия поблаго-звучнее. «Хлебник» – это если полны закрома. Ну и само собой – «свадебник», потому что их играют всегда, октябрь тут ни при чем. Тут и непогода не помеха. «Пусть будет ненастье, – утверждают знающие люди, –лишь бы было семейное счастье».

Календарная осень зиме не указ – она уже совсем близко. И самое теплое место в доме – печь, любимое место обитания всех домочадцев, в том числе домового. Про печь и дровишки на Руси много чего хорошего сказано: «У нас в печурочке – золотые чурочки», «Кривы корявы залегли, как павы, а как стали горячи, облизали кирпичи». Кстати, у мастеровых-печников существует непреложное правило: кладку печи следует начинать в полнолуние – тогда тепло будет подолгу удерживаться во всех ее частях.

Если же на впервые затопленной печи погреется ваша собака, то, независимо от соблюдения заповеди, очаг будет теплым. А особо явная жгучесть печного угля, согласно приметам, указывала: быть стуже лютой. Видимо, неслучайно печь занимает узловое место и в фольклоре: плясать, так от печки; ездить, так на печи… Оттого и день сегодняшний посвящен ей. Он даже имеет свое название – Яков-дровопилец, что, видимо, означает: крайний срок заготовки дров.

Рачительные хозяева использовали очаг одновременно и для обогрева, и для приготовления пищи. В холодное время – в самый раз сытной кашкой подкрепляться. Тем более что это одно из основных обрядовых блюд. «Без кашки-то что-то зябнется», «Русского мужика без каши не накормишь», «Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим роднилась»… И множество других поговорок существует про эту самую кашку.

Одно из крайних чисел октября посвящено Осию Колеснику. Потому что на пророка Осию колесо прощается с осью, ибо скоро предстоит на полозья переходить. Телегу ставят в сарай, а на свет божий сани вытаскивают. Если, конечно, земля уже снежком покрыта. Однако независимо от того, на чем ты едешь – на телеге или санях ­– следует подмечать приметы «на дорожку». Бодрое состояние лошади предвещает добрый путь. Если же животное сразу начинает спотыкаться, поездка будет неудачной, вам не будут рады там, куда вы собрались. Чиханье лошади, наоборот, указывает на то, что вас обязательно встретят с распростертыми объятьями.

31 октября – День Святого Луки, время начала осенней рыбной ловли. Старинное рыбацкое поверье: будут сети полными, если сплетены под полную луну, а перестает ловиться рыбка, если, поймав ее, не спрячешь от любопытного взгляда. Считалось также, что удача сопутствует тем, кто приготовил снасти не загодя, а перед самой рыбалкой.

Осень – это начало нового цикла деревенских женских работ параллельно с долгими посиделками. В былые времена женщины пряли лен и шерсть в избах, пели песни, рассказывали сказки, загадывали мудреные загадки. Девицы же, услышав их от своих мам и тетушек, не зная ответа, переадресовывали их на вечорках парням. Нередко встречи были наполнены играми и танцами. Основу составляла тема прядения-ткачества, символика которого восходит к мифу о «женском творении мира». Его олицетворяют образы Макоши, Пятницы (Середы) и Богородицы. Макошь, повелевающая богами и людьми, следит за мироустройством, за соблюдением обычаев и обрядов, милует и поощряет тех, кто придерживается традиции. Она посылает людям сильным духом, не разуверившимся, не предавшим мечту, богиню счастья и удачи – Сречу.

На это же время приходилась и «кудельница» – праздник, приуроченный к дню Параскевы (Праскевы, Парасковии-льняницы). Перед началом торжества ткали «обыденную пелену» (то есть вытканную в один день), новину белого некрашеного холста как средство защиты от всевозможных стихий. Женщины сообща изготавливали полотно за день и ночь, еще до восхода солнца собираясь в какой-нибудь избе, захватив с собой по горстке льна. Пряли, сновали, ткали, сохраняя глубокое молчание. Завершив работу, несли полотно над головой, обходя всю деревню. Жители выходили следом, разжигали костер из щепок, принесенных из дома. Затем проходили под натянутым холстом, который в конце ритуала сжигали. Процесс соотносился с творением нового мира, где прохождение под пеленой символизировало переход из старого в новое, более счастливое время.


11637