Почему пар уходит в гудок?

Сегодня в стране полным ходом идёт подписная кампания

Робкие афиши на последней полосе периодических изданий Тюменской области чуть ли не слезно призывают народные массы подписаться на газету. Люди подписываются, но с каждым годом все более неохотно. Почему?

Все мои поиски увенчались тем, что в России оказались только две рентабельных газеты – «АиФ» и «Коммерсант». Все остальные зарабатывают себе на хлеб за счет дотаций из бюджета территорий, в рамках которых они распространяются, пользуясь учредительством местных властей. Рейтинг печатных СМИ катастрофически падает даже в условиях отсутствия официальной цензуры и относительной свободы слова. В ХМАО зарегистрировано более 600 СМИ, из них 60% – печатные издания, остальные – электронные.

Еженедельный тираж общественно-политических изданий превышает 700 тысяч в год. Однако с каждым разом он неуклонно снижается по целому ряду причин, не зависящих от качества изданий. Казалось бы, все объясняется просто. В 1998 году в Югре, да и на всех других территориях области, начала развиваться интернет-журналистика. В Ханты-Мансийском округе было создано информационное агентство «Югра-Информ», учрежденное правительством региона. С 2011 года это виртуальное издание выходит в новом формате интернет-газеты, оперативно сообщая об общественно-политической жизни Югры. Ее читают госслужащие, бизнесмены, политики, но ее не читают в сельской местности, не читают рыбаки, охотники, лесорубы, нефтяники на вахтовых поселках, ее не читают сотни тысяч югорчан, которые еще не могут себе позволить обзавестись компьютером и Интернетом. Вот почему печатные издания еще живут, с трудом удерживаясь на плаву. Тиражи падают, газетные киоски закрываются, точки распространения периодических изданий сокращаются. Хотим мы того или не хотим, но рейтинг традиционной газеты постепенно скатывается под гору, подталкиваемый Интернетом.

Надо признать, что для прессы наступили очень тяжелые времена. Но вину надо искать не только в доминировании электронных СМИ. Проблемы в печатной журналистике сейчас в значительной мере связаны с социально-экономическими реалиями. Именно они, по словам Президента Гильдии издателей периодической печати Сергея Моисеева, приводят к медленному умиранию печати. Существуют острые проблемы с сетью распространения, которая фактически гибнет в России, а у нас уже близка к погосту. По пальцам можно пересчитать места, где распространение печати находится в удовлетворительном состоянии. К примеру, в Урае осталось только два киоска «Союзпечати», которые из-за нерентабельности находятся на грани закрытия. Мало того, что мы не умеем грамотно реализовывать печатную продукцию, мы вырастили целое поколение северян, не знающих печатного слова. Интернет наступает на газеты, буквально сметая их на своем пути.

Сегодня то и дело можно слышать, что в Тюменской области полным ходом идет подписная кампания. Но, кроме объявления о начале подписки, никакой кампании не чувствуется, ее просто нет. Весь пар уходит в гудок. В Урае, например, считанные единицы подписываются на «Тюменскую правду» и «Тюменские известия». Только два человека решили подписаться на «Новости Югры». Напрашивается вопрос: может, они не интересны для читателя? Я в газете работаю не один десяток лет, поэтому кое в чем разбираюсь относительно качества содержания периодики, и могу сказать, что содержание большинства изданий, актуальность и значимость поднимаемых проблем заслуживают похвал. Так в чем же дело? Причин наберется немало. Главная из них, по мнению социологов, состоит в том, что народ устал от изобилия информации, мозг человека не в силах переваривать ее нескончаемый поток. Срабатывает иммунитет защиты – ничего не читать. Это естественная реакция в условиях, когда вчера из-за застоя и цензуры мы не могли знать, что творится рядом, и вдруг на нас обрушивается лавина, переварить которую мы не в силах. Судите сами. За 9 месяцев нынешнего года почтальоны города Урая, в котором проживает 43 тыс. человек, доставили подписчикам 1 миллион 670 тысяч экземпляров газет и журналов и 759 тыс. писем.

Интернет – хорошо, а живая газета в руках – лучше. Работницы Главпочтамта Урая не только в считанные секунды оформят подписку на любую газету или журнал, но и подробно (если хотите) расскажут о положительных качествах издания, о наиболее интересных рубриках. Инструктор отдела подписки Людмила Чванова немного похвалила своих коллег и принялась журить недальновидных издателей и редакторов газет вместе взятых. По ее словам, подписчики буквально шарахаются от изданий, напичканных рекламой. И еще. Уж на что вроде бы популярен среди читателей «Советский спорт», но печатают газету где-то в Саратове. Пока ее оттуда доставят в Урай, пройдет не один день. Информация стареет и часто остается невостребованной.

Если учесть, что до города Урая печатную продукцию можно доставить только самолетом, то непокрытые расходы выливаются для всех в копеечку. В такой ситуации находится весь Север Тюменской области. Что касается подписки… Почтовики не сидят и не ждут, когда к ним кто-то придет. Практикуются выезды на предприятия, где людям покажут все издания, внесенные в реестр, подробно расскажут о них. К примеру, в одном из недавних походов в «массы» потенциальных читателей приятно удивила интеллигентность материалов «Тюменской правды», но отшатнула «придворная» чопорность «Тюменских известий». Порадовала своей «читабельностью» и спокойной рассудительностью окружная газета «Югорское время», разочаровали чрезмерной релятивностью и официальностью «Новости Югры», которую почему-то толкают в почтовые ящики даже тем, кто ее и не собирался выписывать. Почему же областные газеты, несмотря на их довольно высокий качественный уровень, на Севере не выписывают? Ответ дают сами читатели: потому что они забыли о своем статусе. «Тюменская правда» интеллигентно пишет о делах в Тюмени, «Тюменские известия» трепетно следят за каждым шагом парламентского собрания. Область со всеми ее городами и тысячами сел для них как бы не существует. Кому нужна такая «правда» или такие «известия», скажем, в том же Урае, в Пыть-Яхе или Покачах, если их проблемы областными газетами игнорируются? Полосы пестрят вестями с полей, будто Тюменская область – это не богатейший нефтяной край, который практически содержит государственный бюджет, а хлебородная окраина страны. Слово «областные» из титула газет самое время убрать. Пусть себе живут и процветают исключительно «Тюменская правда» и «Тюменские известия», ведь они в основном о Тюмени, пусть жители славного города их и читают. Нам это надо? Люди задают почтальонам вопрос: почему ликвидирована собкоровская сеть в области? Не почтальонам его надо бы задавать, а редакторам, которые в угоду финансовым обстоятельствам одним росчерком пера порвали связь областного центра с городами и районами региона. Что выиграли? Да, фонд зарплаты, наверное, возрос, зато потеряны каналы связи с точками на карте региона. А это можно назвать одним словом – БЕДА!

Редакторы бегут к своим хозяевам: ах, на зарплату журналистам средств не хватает, ах, как будем рассчитываться с типографией без рубля на счету? А в муниципалитете говорят: «Ребята, очнитесь, советские времена, когда вас дотировали местные бюджеты, ушли в прошлое. Мы живем в эпоху новых рыночных отношений, когда «на халяву» только вороны летают. Зарабатывайте на свою жизнь сами». Плотник может срубить дом, сантехник может отремонтировать унитаз, а что может газета, оказавшись на рынке печатных СМИ? Если уж честно говорить, то местные власти не очень-то глубоко расположены к укреплению морального здоровья нации, и такие мысли о том, что газета – это не продавец бубликов на базаре, а инстанция, играющая просветительскую и воспитательную роль, их мало волнует.

Мы уже привыкли к таким понятиям, как обвал рубля, обвал инвестиций в экономику и т.д. Обвал отечественных печатных СМИ – это, согласитесь, что-то новое. В действительности, ничего нового нет. Термин «почта», который используется, как спасительная соломинка в процессе выживания газет и журналов, все чаще ассоциируется с браузерами, а не со зданием, имеющим соответствующую вывеску. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, из 45 тысяч отделений почты по всей стране убыточно каждое третье. Все идет к тому, что их скоро просто закроют. Если это произойдет, российские СМИ ждет резкое снижение продаж и, соответственно, снижение тиражей. Кстати, это уже происходит на 7 – 8% процентов в год. Газеты, которые живут восхвалением своих кормильцев, не пропадут. Это не те слепые котята, которых топят в помойном ведре. Это те, которых местные власти вытаскивают из этого ведра с готовностью бросить их туда, если они не захотят служить хозяину.

Слово «подписка», обретшее некую жалобную интонацию, не сходит сегодня со страниц всех газет и журналов. В Уральском федеральном округе появились даже подписные агентства, которые на рынке не прижились, поскольку отказались работать с отдаленными населенными пунктами и практически дублируют «Почту России». Кроме того, жители далеких деревень и сел не готовы оплачивать высокие тарифы на доставку корреспонденции в их захолустье. К тому же сами подписные агентства признают, что их тарифы в пять раз выше тех, что предлагает почта, которая ежегодно получает от государства дотации, а подписное агентство живет только за счет своих доходов и платит с них налоги.

Кажется, я уже слышу нетерпеливый голос, дескать, критикуя, предлагай. Для этого в структурах власти имеются целые службы, которые почему-то никак не реагируют на ситуацию в СМИ. А предложения есть. Во всех странах мира практикуется продажа газет с рук. А мы-то чего боимся? Я лично с большею охотой куплю у мальчишки газету «Югорское время», когда он прокричит: «Читайте, новая статья о том, кто мы есть на самом деле!».

Есть люди, которые в газете никогда не работали, но которые хоть что-то предлагают для того, чтобы этим газетам как-то выжить в нынешних условиях. Например, предлагается в киосках «Союзпечати» наладить продажу сопутствующего товара. Самое выгодное место этих киосков не на обочине дороги, а в районе остановки общественного транспорта и т.д. Еще читатели, сочувствуя СМИ, говорят, чтобы в процесс реализации печатной продукции включились издатели.

Что бы мы ни говорили о значимости газеты в формировании общественного мнения, она была и остается рыночным товаром. Пришло время, когда учредителям и руководителям редакций надобно заниматься медиабизнесом. Без этого сегодня нельзя. Знающие люди советуют ввести в штат редакций должность менеджера по вопросам экономики и финансового развития издания. Вся Западная Европа давно уже живет по законам рынка. Пора, наверное, и нам привыкать.

А пока привыкаем, я пошел и подписался сразу на две газеты, самые, на мой взгляд, достойные внимания: это окружная «Югорское время» и областная «Тюменская правда». Ничего лучшего пока не нашел.


11522