Наш Булат Сулейманов

В Тюменском государственном университете состоялась очередная Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения» и вышла в свет замечательная книга о Булате Сулейманове – первом сибирском татарском поэте.

Удивительный человек жил на нашей земле! И удивительны его произведения. Наверное, поэтому имя Булат узнаваемо и почитаемо в каждой татарской семье не только Тюменской области, но и далеко за ее пределами.

Особенно любят поэта в родном крае. Как не любить! Ведь он на глазах односельчан становился поэтом, писал для них, простых деревенских людей. И сам Булат всей душой был привязан к родным местам. Где бы он ни жил, всегда находил время увидеть свою деревеньку и могучий Иртыш, на берегах которого он вырос.

О, мой Иртыш, ты слышишь
Сердца стук?
Я снова вспомнил зори над
Тайгой.
Пусть далеко я – знай,
Душой и сердцем преданно
С тобой.

Меня особо тронул его рассказ «Мама». Написан он был на татарском языке. На русский его перевела Ханиса Чавдатовна Алишина. Да так перевела, что читаешь – и слез остановить не можешь. Вот несколько строк:

«…Я уткнулся лицом в кучу мягких опавших листьев и беззвучно зарыдал… «Ма-а-ма-а!» Никто не откликнулся. Нет мамы. Не услышит мой голос, не поспешит ко мне, не погладит мягкими руками мои волосы, не поцелует мой лоб, мои глаза… «Ма-а-ма-а!» Глухое эхо, обогнув все дальние уголки леса, вернулось ко мне ни с чем. Я… вновь заплакал. Нет, я не плакал… Я навеки прощался с детством…».

Такие горькие минуты, наверное, знакомы многим. Душевная боль, неразделенная любовь заставляют поэта страдать, метаться в разные стороны: то на юг, то на север, да и за работу браться любую. В Салехарде – маляр, бетонщик, в Сургуте и Нижневартовске – слесарь, строитель.

В работе, в общении с людьми Булат забывается, оттаивает. И как бы в благодарность Северу опять же проявляет свой поэтический дар: написал цикл стихотворений о строителях и нефтяниках Самотлора. Изобразил он их людьми необыкновенными, сильными, ведь Север не признает слабых. Здесь остаются те, кто не боится долгой зимы, холода. Здесь особые человеческие отношения. Северяне немногословны, ответственны и очень надежны.

Описал поэт и первый снег, и январский холод, и жаркий летний полдень, и высокое небо над головой, и разноголосый гомон птиц, и белые ночи, и могучие кедровые леса, и заливные луга, и клюквенные болота…

И вновь душа моя крылата,
И сердце снова мир любя,
У родника в часы заката
Я птицей чувствую себя!

Нет, не ветер сорвал жизнь Булата, птицей летавшего по родным просторам! Не выдержало измученное сердце. И теперь лишь изредка, остановившись на миг, в суете сует с запоздалой болью извлекаешь из глубины памяти поучительные мгновения жизни наших предков. Как жаль, что о величии человека мы не успеваем задумываться при его жизни.

Земляки его помнят и возвеличивают. Он первый сибирский татарский поэт. Поэт с незабываемым именем – Булат.

Р.S. Выражаем искреннюю благодарность спонсору издания – депутату Тюменской областной Думы Юрию Михайловичу Коневу.


11528