Кажется, еще недавно встречать стадо выходили летним вечером на окраину чуть ли не все жители села. Ребятишки устраивали игры на поляне, взрослые обсуждали между делом последние новости. Чуть позже несли ведрами, а то и целыми флягами везли на своих машинах парное молоко в пункт приема. Глядя на изрядно поредевшие с той поры стада коров, невольно подумаешь: не забудут ли скоро и деревенские жители вкус парного молочка?
– Мы смолоду держали на подворье корову, да не одну. Раньше бывало, встанешь спозаранку, подоишь буренок и скорей проводишь свой скот в стадо. Ни минуты отдыха, – рассказывает Вера Хабарова из деревни Шулындино Голышмановского района. – Постепенно одну за другой сдали всех коров на мясо. молоко покупаю по потребности в магазине или у односельчан, кстати, у них оно гораздо дешевле.
Только за последний год в личных подворьях Голышмановского района коров стало на двести голов меньше. Темпы сокращения деревенского стада в последние годы только увеличиваются. Хотя и сегодня личные подворья сельских жителей дают три четверти молока и почти 90 процентов мяса, производимых в районе.
В период реорганизации сельхозпредприятий в двухтысячных годах ЛПХ давали основной доход большинству семей. Именно для покупки скота они чаще всего использовали возможности программ по выходу семей на самообеспечение и самозанятость. В большинстве населенных пунктов появились пункты закупа молока, при каждой сельской администрации – звено для оказания услуг по заготовке сена. Это заинтересовало людей, многие стали наращивать поголовье крупнорогатого скота, старались купить породистых коров.
В деревне Плотина дворов десятка четыре. жители ее ежедневно сдавали молока больше, чем население центральной усадьбы. Четырнадцать лет назад там впервые открылся пункт приема молока. Майни Саздыкова, учитель по профессии, по предложению главы местной власти взялась за организацию сбора излишков продукции у своих земляков. В доме Саздыковых на видном месте грамоты главы района и департамента развития АПК области, которыми хозяйка была награждена за свой труд.
– Ездили с мужем на тракторе по дворам и собирали молоко, – вспоминает собеседница. – Потом местная власть выделила материал, мы построили помещение. Перерабатывающее предприятие, с которым сотрудничаем, обеспечило нас необходимым оборудованием и приборами. Позже сделали к нашему дому дорогу с твердым покрытием, чтобы увозить собранное молоко в любую погоду. У людей появился интерес, мы сами стали держать двенадцать коров. Еще два года назад я много молока собирала. Но проблема в том, что сейчас затратно покупать сено. Даже если есть своя техника, заготовка кормов дорого обходится. Вот почему и Саздыковы сократили количество коров наполовину. Но все же… Несмотря на то, что сейчас сезон большого молока закончился, объем собираемой с подворий продукции пошел на спад, с сентября закупочная цена на молоко увеличилась на три рубля. Теперь за литр сданной продукции высшего сорта крестьянам заплатят 14 рублей, молоко первого сорта на рубль дешевле.
– Эта новость была для меня самой приятной. Наконец наш труд оценили! Ждала вечера, чтобы всем сдатчикам об этом сообщить. И народ стал более активным. Летом, бывало, у кого-то литра три молока осталось с удоя – неохота нести. А сейчас сдать стараются, – делает первые выводы Майни. – Еще бы хоть немного приподняли закупочную цену, у людей снова бы появился интерес. Сами мы коров десять держать будем.
Напомним, с начала года жители Голышмановского района сдали на приемные пункты две тысячи килограммов молока и получили за это 19,5 миллиона рублей. Однако «молочная река», по сравнению с прошлогодним уровнем, обмелела на 570 тонн. И вряд ли станет «плотиной» ценовой сентябрьский плюс для ее «истока».