Тюменский Север становится ближе

Телеэкспедиция «Север-2013» проходила с размахом. автобригады и «летучие» творческие команды «Региона» побывали в 25 городах и поселках Тюменского Севера. Журналисты, телеоператоры, инженеры и режиссеры на передвижной спутниковой станции участвовали в праздновании Дней города в Надыме и Новом Уренгое, Губкинском и Когалыме, Лангепасе, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске. Репортеры побывали на газо- и нефтеперерабатывающих предприятиях, на месторождениях, «колесили» по параллелям и меридианам земли Ямальской и Югорской. Успевали захватить самые яркие, значимые события в жизни северян: открытие новых детских садов, школ, спортивных, культурных и социальных центров, и торжественную сдачу мостов через капризные и бурные северные реки. Но самое главное – встречи с людьми, рядовыми тружениками, талантливыми самоедами, руководителями новой формации, с ветеранами Севера и обязательно – с детьми. На карте экспедиции «Север» появилась новая точка: журналисты побывали на территории древнего города за Полярным кругом – Мангазеи.

Спецрепортажи, сюжеты с «колес» шли в эфир новостных выпусков на телеканале «Россия» «Вести «Регион-Тюмень». В этом году участники экспедиции чаще, чем обычно, использовали прямые включения. С места самых разных событий и с самого, пожалуй, главного профессионального праздника жителей нашего региона – Дня нефтяника.

«Если навскидку, то планируется подготовить не менее 100 сюжетов из разных городов Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов – поделился руководитель экспедиции «Север» Игорь Емельянов, – уже идут в телеэфире «Регион-Тюмень» специальные репортажи. Будут еще и фильмы. Так что работы много, интересной, позитивной, с адреналином».

Подробнее о работе 21-й экспедиции «Север» – в рассказах самих участников – журналистов «Регион-Тюмень».

Мост через Пяку-Пур

В телеэкспедиции «Север» я 10-й раз. Наш автомобиль пронёсся по северным дорогам более 5 тысяч километров и сделал остановки в Нефтеюганске, Сургуте, Губкинском, Ноябрьске, Вынгапуре, Тарко-Сале, Лангепасе, Когалыме.

177-3-5Самым ярким событием, в котором нам удалось поучаствовать с телеоператором Владимиром Абрамовым, – открытие моста через реку Пяку-Пур в районе Тарко-Сале. Многие годы здесь работала понтонная переправа. Во время ледохода её приходилось сворачивать, и достаточно крупный населённый пункт оставался отрезанным от цивилизации. Выручал только вертолёт. Сегодня через реку перекинулся красавец-мост. Возводил его «Мостоотряд-12», сотрудники которого практически в полном составе пришли на открытие своего детища. Ленточку торжественно перерезали губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, председатель окружной Думы Сергей Харючи, глава компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон. Мост освятил епископ Салехардский и Новоуренгойский Николай.

Первым на это грандиозное сооружение въехал свадебный кортеж. В новую жизнь – по новому мосту! Естественно, этот день молодожены запомнят на всю жизнь и внукам будут рассказывать, какой символичной и грандиозной у них была свадьба. Затем по мосту двинулась гигантская кавалькада гружёных самосвалов и строительной техники, принимавшей участие в возведении этого перехода через Пяку-Пур. Дмитрий Кобылкин поблагодарил строителей за самоотверженный труд. Мост возвели всего за полтора года – досрочно! Теперь он связывает два берега реки – не просто два населённых пункта Пуровск и Тарко-Сале, он соединил Крайний Север с Большой Землей – так говорят северяне. А это совсем другая жизнь.

Игорь Емельянов.

Шесть счастливых дней

Север – мой родной дом! Теперь я приезжаю на север в командировки. Именно в телеэкспедиции поняла, какая же была дура, что раньше не ценила этот суровый и волшебный край. В мой родной поселок Пурпе, где я прожила 17 лет, мы заехали по пути буквально на мгновение… Успела окинуть взглядом улочки поселка – их аж целых две! Наконец Новый Уренгой, в котором мы побывали на торжественном открытии Дворца бракосочетания. Символично: «объект любви» открылся именно в день рождения Нового Уренгоя. Более 30 лет регистрацию браков проводили просто в квартире жилого дома. С этой новостью мы вышли в прямой эфир, чтобы вся область порадовалась за новоуренгойских молодоженов.

177-3-2Затем путь в Коротчаево, Пуровск, Ноябрьск. В телерадиокомпании я работаю, так сказать, в «культурном» отделе (телеканал «Россия­–Культура») и с Севера, конечно же, стремилась привезти материалы и сюжеты для своей редакции, например, о ненецкой рукодельнице, о золотой медали ямальской художницы.

Жизнь здесь идет совсем иначе… В дорожных перегонах есть время подумать, посмотреть, понаблюдать. Нужно поймать ритм северных городов – тогда фортуна улыбнется твоей «видеокамере».

Именно в телеэкспедиции открываю для себя и своих коллег, особенно теле-операторов, Владимир Абрамов, оказывается, великолепно исполняет моноспектакли, Максим Марченко любит мягкие игрушки, Сергей Харитонов рассуждает о политике страны… А мне на Севере дышится легче. Мечтаю в следующем году «забуриться» в тундру на недельку. Надеюсь, сбудется! В нынешней экспедиции я общалась с Севером шесть счастливых дней.

Анастасия Жувага.

Мангазея

Для нас древняя заполярная Мангазея, как Атлантида для всего мира. Таинственная, загадочная. На ее территории я впервые. С телеоператором Александром Мащенко прилетели в Мангазею, когда там собрались ученые со всей России. Специалисты говорят, что с момента, когда в 1670 году ее покинули люди, могучая река Таз, лед и дожди ровно вполовину укоротили городище. Ученые торопятся. Раскопки этого сезона еще не были завершены. Что поразило из находок? Во-первых, материал, из которых делали жилища мангазейцы, – это доски кочей – арктических судов, которые прожили две жизни. Сейчас третья – в качестве археологической находки, а возможно, будет и четвертая. На их основе попытаются построить образец коча XVII века, на котором наши предки в Сибирь добрались. Что примечательно, сохранность в мерзлоте очень хорошая, если не сказать отличная, учитывая, что бревна пролежали более четырехсот лет. Вдумайтесь только! Очень много шахмат (костяных и деревянных), от маленьких до малюсеньких. Каждая семья имела не одну коробку этих игр. В тогдашней России шахматы считались азартной игрой, и закон сурово наказывал за черно-белую страсть. В Мангазее была своего рода вольница: царь и высшие слои церкви очень далеко. Стрельцы, воеводы, да и, наверное, священнослужители сами поигрывали. Мангазейская коллекция шахмат – самая большая в нашей стране. Коротать время в суровые сибирские зимы, играя на интерес, дело занятное.

177-3-1Не ожидал увидеть среди раскопок православной мангазейской жизни целую коллекцию языческой культуры. В деревнях многие языческие обычаи не смогло уничтожить даже строгое ко всякому плотскому христианство. Это набор деревянных детородных мужских органов. От неуклюже вырезанных – до искусно выстроганных в натуральную величину. Они требовались, например, для любовных ритуалов. О фаллическом культе упоминается в летописях: «И когда у кого-нибудь будет свадьба, её справляют с бубнами, с дудками и с другими бесовскими чудесами. А бывает, и того хуже: изготавливают мужской член, кладут его в вёдра и в чаши и пьют из них, а достав, облизывают и целуют его». Фаллический культ у новых сибиряков подтверждает и Мангазея.

Места там красивейшие, особенно при впадении Мангазейки (сегодня Осетровки) в Таз, хотя если бы я был градостроителем тех времен, выбрал бы другой берег реки. Там берега такие крутые и высокие, как на набережной Туры в Тюмени. Наверное, у тогдашних первопроходцев были свои резоны.

Александр Лабыкин.

У надымских газодобытчиков

Первый раз я отправилась в столь заманчивую экспедицию «Север». Тюмень – Тобольск – Нефтеюганск – Надым – таков мой маршрут. Два дня пути на автомобиле по самым красивым, экзотическим местам нашей планеты. В этом я убеждена. Когда на одном из привалов я увидела неведомые ягоды с голубым отливом (как выяснилось, это была голубика), счастью моему не было предела. Низкорослые северные деревца. Нескромно высокое небо с ослепительными рассветами и закатами для влюбленных. Теперь уж точно знаю, что такое – «на север за романтикой». Давно мечтала побывать в этих краях в переходный период – с лета на осень. Мечта сбылась!

177-3-4Моё редакционное задание – работа с компанией «Газпром добыча Надым». Главная тема – Год экологии для компании, вторая – открытие первого экопарка и третья – продвижение на топливном рынке компримированного газа. Мы побывали в лабораториях инженерно-технического центра, на газозаправочной станции. Современное спецоборудование, которое доводит газ до состояния, готового к использованию, мы тоже увидели. Куча винтиков, кранов, желтых труб, красных табличек и серьезный начальник. Газ – дело нешуточное и даже опасное. Нам все спокойно и обстоятельно нам объяснили, показали. С газодобытчиками я работала тоже в первый раз. Откровенно говоря, крупные города севера, такие, как Надым, мне представлялись немного иначе. Чуть современнее, ярче, насыщеннее. Там все – рядом. Все под рукой.

Еще одно яркое воспоминание – Солнечный храм в центре города. Никогда такого не видела. Удалось пообщаться с одним из основателей города, ветераном энергетики. Он с такой любовью и нежностью, заботой и отцовским вниманием говорил о Надыме, что я чуть не влюбилась в этот небольшой город на 65-й параллели. История о том, что в советские годы Надым хотели подвести под купол, меня потрясла. Фантастика – да и только!

Надым отметил 41-й день рождения. Люди к этому возрасту только начинают понимать смысл жизни. У Надыма – жизнь-эпоха и мировая известность.

Ксения Усольцева.

«Полевая» жизнь в экспедиции

По какому-то стечению обстоятельств, каждый мой Север (пока их было всего три) обязательно проходит через Ханты- Мансийск. Раньше окружная столица была, скорее, промежуточным пунктом назначения. На этот раз мы с оператором Юрой Зелениным провели здесь долгую северную неделю. Поводов для этого было немало. Начнем с того, что в этом году Ханты- Мансийскому району исполняется 90(!) лет. С его изучения мы и начали. Горноправдинск – Батово – Кышик – Кедровый. Последние два поселка находятся за рекой. Добирались речным общественным транспортом. В Кедровый «Метеор» доставил нас за каких-то пару часов. Мы попали в другой мир. Дело в том, что в этот день в поселке проходил праздник осени. Настоящий сельский праздник. С концертом у местного Дома культуры, выставкой поделок и жареной курицей. Да-да! После дороги и работы мы с Юрой очень проголодались. Взяли на ярмарке курицу, обжаренную в яйцах. А потом, когда уже отработали, попросили у местных рыбаков пару удочек и наловили на ужин щурагаек. Это щучки маленькие. Мы их пожарили тут же, на берегу. Хороший аппетит нагуляли. Своим телезрителям я приготовил и сюжеты, и специальные репортажи, и даже фильм. Ну, тот, что к юбилею района. Все это в скором времени появится в эфире «Региона»!

Отдельное слово о «Черном золоте Югры». Это такая премия для нефтяников. По масштабам – единственная в России. Помню, даже обрадовался, когда среди приглашенных гостей в зрительном зале увидел Владимира Якушева. Ей-богу, как дома побывал! Наш губернатор приезжал в Ханты-Мансийск, чтобы лично поблагодарить нефтяников Югры за их труд. Как ни крути, от результатов оного зависит благосостояние нашего региона. А еще мы открыли сезон КХЛ. Местная «Югра» встречалась с ярославским «Локомотивом» и уверенно его одолела.

Потрясла уже ставшая известной ханты-мансийская эпидемия туляремии. По слухам, количество заболевших едва не перевалило за тысячу. Для городка с небольшим населением – цифра весомая. Заразу переносят крысы и комары. Поэтому в городе, незадолго до нашего приезда, прошла масштабная вакцинация. На улицах людей почти нет. Гуляющих детей редко увидишь. Бояться стали в Ханты- Мансийске комаров. Нас кусали не раз. Вроде живы -здоровы! Может, телеэкспедиционный иммунитет? Еще хочется поблагодарить АвтоВАЗ. И нашего водителя Андрея Семенченко. Этот крайне доброжелательный и трудолюбивый человек стал настоящим членом нашей команды. Недоедал и недосыпал наравне со съемочной группой. Он, кстати, экспедитор со стажем. Пять лет уже телеэкспедицию «Север» сопровождает.

Сергей Малышев.

За штурвалом «кукурузника»

Экспедиция -2013 для меня стала второй. Но по ощущениям – первой, настоящей! В пути две недели – от первого и до последнего дня. Семь с половиной тысяч километров. 51 гигабайт снятого материала, не считая того, что осталось не на флешках, а в памяти. Например, я впервые побывала на Ямале. Первая точка съемок – город Надым. Очень красивый. Завидую надымчанам, живущим на берегу озера Янтарного. Там потрясающий вид. Кстати, на набережной планируется грандиозная реконструкция. Вообще у города большие планы по благоустройству, и это заметно уже сейчас.

Самым запомнившимся событием для меня, конечно, стал полет на Ан-2. Впервые на аэродроме в Сургуте я оказалась в прошлом году. Тогда это был просто ангар для самолетов и подобие взлетно-посадочной полосы. Сегодня полосу расширили, укрепили. Строят ангар для самолета “Дуглас”. Такие самолеты успешно применялись советскими летчиками в военные годы как бомбардировщики, разведчики и как тяжелые истребители. Теперь они служат малой авиации Сургута. Сегодня на аэродроме развивается и парашютный спорт. Парашютисты, в том числе и чемпионы России, здесь совершенствуют свое мастерство. В скором времени появится возможность ощутить свободное падение и любителям. В день съемок мне предложили подняться в небо в кабине «кукурузника». Оттуда, с места второго пилота, открывается безбрежное поднебесное пространство. Без горизонта. Необыкновенные ощущения испытываешь, когда можешь управлять воздушной машиной. Пилотировать! Немного страшновато, но очень азартно! В следующий раз обязательно прыгну с парашютом: северное небо теперь меня не отпустит!

Интересных встреч было немало! Редактор Надымского телевидения Сергей Загатов руководит телекомпанией уже 20 лет. Их студия ничем практически не уступает нашей, областной. В Надыме я встретилась с единственной в городе участницей Великой Отечественной войны Варварой Полуэктовой. В Ноябрьске и в Нижневартовске познакомилась с энергетиками. Компания «Тюменьэнерго» в эти дни проводила соревнования профессионального мастерства. Мы увидели гусеничные вездеходы. На таких махинах можно и по бездорожью, по болотам и вплавь добраться в самые труднодоступные северные уголки. А сколько придумали для них забавных названий: «челябинская маршрутка», «котик», «дреналет», «болотный крокодил»… Они выполняют очень важную функцию – доставляют электроэнергию в квартиры северян.

Дарья Плодник.


11436