Для советского человека несколько десятилетий назад полет на самолете был чем-то из ряда вон выходящим – торжественным и необычным событием. Люди предвкушали это «приключение» с радостью. Вот только не знали они, что воздушные суда часто терпели крушения. Ведь трагедии эти засекречивали. Если уж замолчать произошедшее было нельзя, о катастрофе сообщали сухо и кратко. Об авиапроисшествиях прошлого – премьера программы из цикла «Хроники московского быта», которая называется «Последний полет». Смотрите ее в среду, 2 октября, в 22.20, на канале «ТВ Центр».
От судьбы не уйдешь? Похоже, что так. 18 мая 1972 года «гений пародии» – так называли популярнейшего артиста эстрады Виктора Чистякова – вылетел в Харьков, чтобы выступить на юбилее местного театра оперетты. Отправился туда, не вняв уговорам друзей и коллег, в частности, поэта Юрия Энтина, который был категорически против поездки.
Почему Энтин устроил Чистякову скандал и добился обещания, что «это – в последний раз»? А Виктор в тот страшный день …проспал. И опоздал на самолет – трап уже откатили. Но Чистяков – звезда! И трап «в порядке исключения» подогнали снова. Самолет разбился. Но ни встречающие в Харькове, ни близкие летевших пассажиров, включая жену Чистякова, долго не могли узнать ничего о судьбе рейса. Как Геннадию Хазанову удалось выяснить правду? В чем причины крушения Ан-10, борта Москва-Харьков? И других Анов? И почему все-таки замалчивали эти трагедии? Ведь если бы их не скрывали, можно было избежать многих следующих катастроф…
Почему должны были погибнуть всенародный любимец Виктор Чистяков и еще 120 человек, чтобы производство и эксплуатацию самолетов Ан-10 все-таки прекратили?
Авторы заглянут и туда, где все начиналось – в 20-е, 30-е, 40-е годы прошлого века. Где приоритетом была военная авиация, а гражданской занимались «по остаточному принципу». Поэтому-то вожди наши и не любили самолеты. Сталин летал один раз в жизни – на Тегеранскую конференцию. Да и то – из Баку. А туда из Москвы добирался на поезде. А вот почему Сталин подписал запрет на полет в Ростов Микояну и Бухарину? И в чем причина страшной авиакатастрофы в мае 1935 года, когда истребитель, сопровождавший демонстрационный полет пассажирского самолета «Максим Горький», врезался в него? В «Максиме Горьком» находилось 72 человека, из них 15 – дети. Все погибли. Почему эту трагедию не удалось скрыть? И почему дело быстренько замяли?
Разные годы, разные судьбы… В программе речь пойдет и о гибели в 1979 году футбольной команды «Пахтакор» – когда над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета Ту-134. Была это ошибка диспетчеров или виновата высокая политика? Впервые будут обнародованы неожиданные мнения о причинах этой трагедии.
Узнаем мы и версии гибели самолета Ту-104 в 1958 году, выполнявшего рейс Пекин – Москва. Какое отношение имеет погибший командир корабля Гарольд Кузнецов к фильму «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым? И почему информация с этого терпящего бедствие борта, которую Кузнецов передавал до последней секунды на землю, оказалась бесценной?
Да, от судьбы не уйдешь. Но каким же чудом осталась жива после авиакатастрофы Татьяна Голдобина – одна из немногих в мире людей, уцелевших в подобных происшествиях? Она предчувствовала и то, что самолет разобьется, и то, что сама она спасется. Ее история – тоже в программе «Хроники московского быта. Последний полет».