Полёт «шмеля» на трассе

Аварийность на отечественных автострадах высока. Ежегодно в ДТП погибает более 30 тысяч сограждан. Дорожники утверждают, что любое их действие направлено на обеспечение безопасности движения. На 25 процентов уменьшает риск горизонтальная дорожная разметка.

В Тобольск, понятно, ныне никого не ссылают. Ныне город является культурно-историческим центром России. А в добрые старые времена был столицей Сибирской губернии, куда, кроме всей Сибири, входили территории теперешних Башкирии, Свердловской, Челябинской областей, Пермского края. Плюс Аляска. Вот в Тобольск и поехал на постоянное место жительства Виктор Васильевич Корпеев. И возглавил там ДРСУ.

– Так наши пути с отцом разошлись, – говорит Алексей Корпеев, – мы с братом Димой поступили в Тюменскую архитектурно-строительную академию, окончили в пору, когда учебное заведение стало университетом.

В настоящее время Алексей Викторович работает мастером Тюменского ДРСУ, инженерного стажа уже 6 лет. Сидит он за рулем своей «Хонды» и все поглядывает на небо. Дождь накрапывает. Полосами накрывает: от одного дорожного знака до другого сыро, следующий промежуток сухой. Далее все повторяется. Дело в том, что, может, зря торопимся. Хмурится горизонт. Солнца не видно. Осень как-никак. Только подсолнухи, дружно повернувшие желтые головы к югу, веселят пейзаж.

– А вообще в этом году нам очень везло, – продолжает инженер. – Только региональных дорог разрисовали с общей протяженностью более двух с половиной тысяч километров.

Мастер Алексей Корпеев специализируется на горизонтальной разметке автомобильных дорог.

– Вот тут указаны все объекты, – достает документ на трех огромных листах формата А3.

Читаю: дорога Тюмень – Боровский – Богандинский, протяженность 28, 04 километра. А на ней линии: типа 1.1. – 14268, типа 1.2.1 – 56800, типа 1.5. – 8696, типа 1.6. – 4116, типа 1.7. – 2825, типа 1.11. – 400, типа 1.14.1. – 312, типа 1.12. – 52, типа 1.8 – 3628. Общая длина линий 91097 километров. Не считая ремонтных участков и муниципальных дорог. А также без вторичного нанесения разметки. Разные типы по ГОСТам Р 51256 и Р 52289 – значит, разные расходы материалов, разные скорости нанесения краски.

А объектов всего в 22 районах Тюменской области – 121. Вот приедем на фронт работ – и число точек добавится. Приехали. Дождя нет. Над нами высится указатель: стрелка влево – Тюмень – 108 км, Екатеринбург – 433 км, стрелка вправо: Ханты-Мансийск – 565 км.

С ходу узнаю знакомые лица: Кулаковы из деревни Кулаковой. Первый Кулаков в начале 60-х отправился за длинным рублем на Север. Но что-то там у него не срослось. И фартовый возвращается из Тобольска пешком. Тогда ещё не было асфальтовой магистрали Р-404, не было мостов через Иртыш и Тобол. Поизносился в пути мужик. Шел босой. До родины так и не добрался, свернул в поселок Дорожник. Да так тут и прикипел.

В сей момент в Тюменском ДРСУ трудятся пятеро Кулаковых: отец Александр Михайлович – водитель, возит на уазике механиков. Елена Азатовна, заведующая складом. Братья Олег, Сергей и Евгений – операторы-водители разметочной машины «Шмель-11А».

Агрегат сварганили в братской Беларуси в городе Бресте на заводе «СТиМ» на шасси нижегородской «ГАЗ 33021». «СТиМ» же поставляет краски. Короче, поставили два компьютера. Есть компрессор, гидравлическая помпа, ресивер, резервуары, два пистолета шведской фирмы KAMBER. Замечательный пульт 18-программного управления: основной и полуавтоматический аварийный. «Беларус» выполняет функции GPS-мониторинга процесса нанесения дорожной разметки в виде лазерной установки автоматического повторения старой разметки. Установка уникальна, и аналогов в мире нет.

«Шмель» наносит современные быстросохнущие эмали безвоздушным способом при рабочем давлении в 150 бар. Это, кроме чисто технологического эффекта, снимает с поверхности дороги мелкую пыль. В итоге краска глубоко проникает в поры полотна.

Однако КДМ Александра Окладникова, включив щетки, готовит поверхность к разметке. Если дорога чересчур грязная, то её сначала вымоют. А разметку отложат на завтра. Затем мастер прокатится курвиметром – прибор для измерения извилистых линий. Это для порядка. А так дорога весьма даже хороша, введена в эксплуатацию года два назад. Магистраль соединяет федеральные трассы Р-404 и Р-402, более чем на двести километров сокращает путь транспорту, следующему с севера на восток страны и в Казахстан.

– По этой дороге Ярково–Ялуторовск делал свой дипломный проект, помогал главный инженер Ярковского ДРСУ Олег Радикович Нигматуллин, – рассказывает мастер Алексей Корпеев. – Раньше тут проходила извилистая грунтовка, новую трассу я спрямил. Грунтовка проходила через деревню Маранка, я пустил трассу в обход. Так по проекту и воплотили. Защитился на «отлично».

С главным инженером я тоже познакомился, заглянув в дорожное ремонтно-строительное управление райцентра.

– Здесь я проводил после восьмого класса каждое лето, был дорожным рабочим. Тогда отец был тут главным инженером, – вводит в курс Алексей Корпеев. – А после первого курса академии благоустраивал вот эту церковь. Тут старшие товарищи научили меня пользоваться нивелиром и теодолитом. Геодезию начинали проходить только на втором курсе. К этому моменту я уже многое познал.

Насчет церкви (в качестве небольшого отступления). Когда-то их у нас взрывали. Надо же, в конце концов, восстанавливать уникальные архитектурные здания. В Тюменской области это делается по специальной губернаторской программе с участием филиалов «ТОДЭПа». Слышал, что имена дорожников вписаны в анналы храмов, даже отлиты в церковных колоколах. В той же Нижней Тавде.

Но вернемся на трассу Ярково–Ялуторовск. Приступили к разметке все экипажи. Пары «водитель–оператор» выглядят так: Алексей Малышкин – Олег Кулаков, Евгений Кулаков – Владислав Золотавин, Антон Кудаев – Евгений Метровельев, Марсель Минибаев – Николай Волчанин, Сергей Кулаков – Юрий Золотаев, младший брат Владислава.

Рванул «Шмель» с места, прямо-таки летит по трассе: пошла осевая полоса. Я подсаживаюсь к оператору Владиславу Золотавину. Щелчок клавиши компьютера – и на почти черном асфальте заиграла изумительно белая краевая линия. 171-3-2Быстро бежит машина – вообще-то у неё крейсерская скорость при разметке 12 километров в час. Похоже, профи выжимают больше. Потому что набили руку. Говорят, для идеального освоения специальности надо потратить три года. Чувствую, от этой работы ребята получают огромное удовольствие. Душа поет.

Четыре километра прошли: осевая и две краевые линии. Показалась татарская деревня Варвара (ударение на последнем слоге). И все-таки догнал нас дождь.

– Шабаш! – сказал мастер. – Завтра доделаем.

На предстоящие выходные предстоит разметить подъезд к санаторию «Лебяжье». Конечно же, лыжероллерная трасса в «Жемчужине Сибири» тоже за мастером Алексеем Корпеевым и его «шмелятами». Действует отрасль, хотя годовая программа дорожниками выполнена. Выполнена досрочно.


11350