Однако экономическая тематика G-20 осталась в тени ситуации вокруг Сирии
В Санкт-Петербурге, в Константиновском дворце в Стрельне, состоялся двухдневный саммит глав государств и правительств крупнейших экономик мира, на которые приходится две трети населения планеты и 90% глобального ВВП. Хотя в «двадцатку» входят 19 стран и Евросоюз, на ежегодную встречу в верхах прибыли лидеры 26 стран и семь глав международных организаций.
На первом заседании лидерам предстояло сосредоточиться на обсуждении ситуации в глобальной экономике.
Например, буквально в последние недели перед петербургским саммитом стало ясно, что надо в очередной раз разбираться с США и с американскими намерениями выскочить из кризиса первыми. То есть прекратить политику скупки проблемных активов и, соответственно, накачивания американской экономики деньгами.
А откуда текут деньги? В том числе из стран БРИКС (включая Россию), «героев» уходящего кризиса. И вот Китай вместо 12% роста переходит к 7% или что-то около того, в Индии валютный кризис и много других проблем. В России ситуация далека от радужной. А хорошо ли это для тех же США и Европы? Кому тогда они будут продавать продукцию?
Но США, как известно, не просто суверенны, а куда сувереннее других. Никакие «двадцатки» не могут диктовать стране, как выходить из кризиса. И вот результат: финансовые потоки только из-за разговоров «о скором конце стимулов» потекли в сторону Америки. Ожидается: если американцы перестанут печатать доллары в нынешних количествах, то доллар (и курс многих акций) вырастет.
«Двадцатка» не принимает решений, обязательных для всех, суверенитет наций никто еще не отменял. Но эффект ее силен потому, что эксперты, чиновники среднего ранга и прочие находятся в контакте друг с другом, объясняя намерения и мягко подсказывая друг другу, что случится, если некоторые намерения и правда будут проводить в жизнь, просвещает обозреватель РИА «Новости». Лидеры – тут только часть картины, пусть важная.
Российское председательство выдвинуло, как и положено, ключевые темы годовой работы «двадцатки». Они сводились к тому, чтобы создавались новые рабочие места и ускорился экономический рост, что актуально на фоне опубликованных летом прогнозов Всемирного банка: итоги роста мировой экономики в этом году 2,4%, а 2,2%.
Лидеры также намеревались обсудить предложения, разработанные ОЭСР по налоговой реформе. Документы были готовы уже утром. Российский шерпа в G20, начальник экспертного управления Президента РФ Ксения Юдаева рассказывала, что работа по этим направлениям оказалась весьма результативной. «Итоговый документ согласован на 99,9%, осталось буквально три скобки, – заявила она перед заседанием лидеров. – По некоторым направлениям даже перевыполнили планы: страны оказались готовы взять на себя дополнительные обязательства».
«Это традиционная повестка», – пояснила Юдаева, предсказав оживленную дискуссию. Как «оживленная дискуссия» соотносится с «буквально тремя» не поставленными скобками, Юдаева не объяснила. Наблюдатели отслеживали происходящее «на полях».
Перед первым рабочим заседанием Президент России Владимир Путин переговорил с тремя лидерами – председателем КНР Си Цзиньпином, премьер-министром Японии Синдзо Абэ и председателем Совета министров Италии Энрико Леттой.
Три двусторонние встречи Владимира Путина объединила энергетика – и с Китаем, и с Японией, и с Италией, сообщает «Российская газета», много совместных проектов в этой сфере.
С КНР, первым торговым партнером России, даже было подписано несколько документов. «Газпром» заключил соглашение по условиям поставок российского газа в Китай, а НОВАТЭК и Китайская национальная нефтегазовая корпорация – договор купли-продажи акций «Ямал СПГ». «Ростехнологии» договорились о сотрудничестве с китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности, помимо этого были подписаны соглашения в области культуры.
С Путиным Си Цзиньпин встречался три месяца назад и уже подсчитал, что удалось добиться прорыва в реализации около 50 проектов в 16 направлениях, отмечает «Независимая газета». «Мой самый хороший друг! – обрадовался встрече китайский лидер. – Очень приятно с вами увидеться в вашем родном городе». Выразив соболезнования в связи с наводнением на Амуре, от которого пострадал и Китай, глава КНР подчеркнул, что вместе удастся преодолеть стихию. «Саммит говорит о растущей роли в мире и положении России в качестве ведущей державы», – заключил Си Цзиньпин.
Привилегированным партнером России остается Италия, обнадежил Владимир Путин Энрико Летту. Несмотря на сложности в мировой экономике, рост двустороннего товарооборота – свыше 20% за год. «Развиваются проекты в энергетике, машиностроении, растут объемы взаимных капиталовложений. Все это не может не радовать», – подчеркнул Президент РФ.
В беседе с премьер-министром Японии Синдзо Абэ Владимир Путин сообщил о решении применять новые формы сотрудничества: на переговоры в начале ноября в Токио приедут министры обороны и иностранных дел России. Японский премьер осудил применение химического оружия в Сирии и заявил, что его страна намерена тесно сотрудничать с мировым сообществом, включая Россию.
Экономические итоги G20 во многом оправдали ожидания российской стороны, возглавляющей группу в этом году, отмечает «Коммерсантъ». Особое внимание получили проблемы стран БРИКС. Так, лидеры стран БРИКС выразили обеспокоенность «непредвиденными» последствиями сворачивания программ количественного смягчения (QE) центробанками развитых стран. Президент США Барак Обама в ответ поспешил заверить, что выход из программ QE будет осуществляться «постепенно и в разумных пределах».
Ускорять экономический рост лидеры G20 намерены за счет стимулирования долгосрочных инвестиций. Как отметил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, простота вопроса (впервые вынесенного на повестку G20) лишь видимая. «В рамках данной инициативы обсуждается множество практических моментов, связанных с регулированием фондовых рынков и банковского сектора».
По сравнению с предыдущим саммитом в Лос-Кабосе тема роста не казалась столь болезненной – улучшение экономической ситуации наблюдается не только в зоне евро, вышедшей наконец из рецессии, но также в США, Японии и Великобритании.
Однако «изменчивость потоков капитала и волатильность на финансовых рынках» угрожает замедлением экономического роста в развивающихся странах, говорится в финальном коммюнике.
Тем не менее, как показывает практика, в первую очередь страны все же думают о собственных интересах. Это показало обсуждение темы взаимных ограничений во внешней торговле. Главы G20 подтвердили намерение воздерживаться от них как минимум до 2016 года. Но с 2008 года, когда они впервые пообещали не препятствовать свободе торговли, по оценке Еврокомиссии, было введено около 700 ограничительных мер.
Гораздо больше единства у лидеров G20 в вопросе ухода от налогов. Участники саммита утвердили план, который предполагает переход к автоматическому раскрытию информации о налогоплательщиках до конца 2015 года. Мера призвана пополнить поступления в бюджеты стран, где компании получают доходы.
Практический эффект от принятой инициативы, по мнению экспертов, проявится не так скоро. Наиболее лояльные к инициативе офшоры, например, Джерси, Гибралтар, остров Дернси и остров Мэн, скорее всего, к ней присоединятся в ближайшие годы. В то время как другие будут затягивать процесс максимально долго.
В итоговое коммюнике включен блок по финансовому регулированию «теневого банкинга», который разработан советом по финансовой стабильности.
Среди спорных пунктов, по которым до сих пор не удалось достичь решения, остается реформа квот в МВФ. «У нас есть обязанность завершить пересмотр квот к 1 января 2014 года, и стороны знают, что Евросоюз выполняет свои обязательства в этой сфере», – заявил президент Евросоюза Херман Ван Ромпей. Для вступления реформы в силу необходима ее ратификация парламентами стран, в том числе Конгрессом США, где решение вопроса затягивается. Отложено до следующей встречи стран БРИКС окончательное оформление резервного фонда и банка развития стран БРИКС – завершение переговоров ожидается на следующей встрече глав пяти стран в Бразилии.
Таковы экономические итоги, которые отслеживались экономическим блоком ведущих изданий. Остальные сосредоточились на ситуации вокруг Сирии. Отдельного заседания по Сирии, несмотря на то что эта страна стала государством раздора между участниками «двадцатки», запланировано не было. Но то, что без разговора по Сирии саммит не обойдется, было очевидно. Слишком острая тема.
Наблюдателей интересовало, как российский и американский президенты будут добиваться поддержки международным сообществом своих – противоположных – позиций по сирийскому вопросу.
Накануне саммита оба вновь выступили с резкими заявлениями. Барак Обама совершил визит в Швецию, чтобы представить аргументы в пользу военной операции в Сирии в ответ на химическую атаку 21 августа, вину за которую Вашингтон возлагает на президента Башара Асада. Путин же обвинил Конгресс США в «санкционировании агрессии» без согласия Совбеза ООН. По словам российского президента, он видел выступление Джона Керри в Конгрессе, где госсекретарь США говорил об отсутствии в Сирии боевиков «Аль-Каиды». «Ну, врет. И знает, что врет. Это печально», – высказался Путин о выступлении Керри.
Ситуация в Сирии обсуждалась вечером за ужином. «До ночи заседали не переставая, – рассказал о дискуссиях Путин. – Закончили только в час ночи, а потом у меня еще с господином Кэмероном до полтретьего была двусторонняя встреча».
Мнения разделились 50 на 50. За военные действия выступают США, Турция, Канада, Саудовская Аравия и Франция. «Кэмерон тоже, но британский парламент против». Германия ведет себя очень осторожно, в боевых действиях, если таковые будут развернуты, страна принимать участия не намерена. Япония вообще против боевых действий.
Категорически против боевых операций Россия, Китай, неожиданно для Путина – Индия и самая крупная мусульманская страна мира Индонезия, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Италия, генсек ООН и папа римский.