Два легендарных парада

Одна за другой сменяются красные даты в календаре воинской славы России – Сталинградская битва, Курская дуга… Близится уже и 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С обостренной силой мы осознаем значение этого события в мировой истории и подвиг тех, кто приближал Победу.

Для издательского проекта «Два парада» тюменец Г.К. Иванов, журналист и общественник, предложил известный ему список участников Парада 7 ноября 1941 года и участников Парада Победы 24 июня 1945 года. Примечательно, что его открывают ялуторовчане: Воробьев Михаил Алексеевич, Савушкин Анатолий Иванович, Агафонов Валентин Леонидович, Мартышин Яков и Бабушкина. О последней ничего сказать не могу. Возможно, это ее девичья фамилия.

О ратном пути наших земляков, участников легендарного Парада 7 ноября 1941 года, которые прямо от стен Кремля, с Красной площади шагнули в пекло войны, хочу поведать с помощью доступных мне источников: сайта «Подвиг народа», материалов, опубликованных в разные годы в газетах «Тюменская правда» и «Ленинский путь» («Ялуторовская жизнь»), документов, хранящихся в фондах ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс», музее образования г. Ялуторовска и в Ялуторовском военкомате. Уверен, они представляют интерес для современников.

В списке Г.К. Иванова среди участников Парада Победы 24 июня 1945 года не значится еще один представитель Ялуторовской земли: Шульгин Павел Андреевич, хотя исключать такую реальность не следует. На склоне лет своих ветеран стал утверждать, что вместе со своей частью прошагал по брусчатке Красной площади. Подтвердить или опровергнуть данную информацию не могу. Официальный запрос на музейном бланке в Центральный архив Министерства обороны РФ разочаровал: «в настоящее время письма и запросы тематического характера, связанные с поиском и изучением большого количества архивных документов, в том числе о боевом пути бывших военнослужащих Советской (Красной) Армии и воинских частей, в архиве не исполняются». Рекомендовано «направить в архив своего представителя для работы в читальном зале архива на правах исследователя или выполнить работы сотрудниками архива на платной основе».

Попробую разобраться, почему столько лет молчал ветеран.

Работал наводчиком зенитного орудия

7 июля 1943 года командир зенитной батареи 31-й танковой бригады капитан Атабекян заполнил наградной лист на младшего сержанта Михаила Алексеевича Воробьева, представляемого к ордену Красной Звезды. Биографические сведения звучат лаконично: родился в 1921 году, русский, член ВЛКСМ, на Западном фронте с 13 ноября 1941-го по 6 февраля 1942 г. и с 7 мая 1942-го по 22 декабря 1942 г., контузий и ранений не имеет, призван Ялуторовским РВК Омской области.

В графе «Краткое, конкретное изложение боевого подвига или заслуг» никакой лишней патетики: «Работая 1-м наводчиком 2-го орудия мл. сержант Воробьев в борьбе против фашистских захватчиков показал себя храбрым, инициативным, преданным делу партии Ленина-Сталина. Во время налетов немецкой авиации в д. Арестово Сычевского р-на, находясь в опасности артиллерийского обстрела противником, орудие, в котором работает т. Воробьев, несмотря ни на что, вело точный огонь по противнику и сбило 3 (три) фашистских самолета, не дав врагу бомбить наши войска. Всего орудие, где работает наводчиком т. Воробьев, имеет на своем счету пять сбитых и два подбитых немецких самолета».

Приказом от 19 июля 1943 года по 31-й танковой бригаде, входящей в состав Воронежского фронта, младший сержант М.А. Воробьев «от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» награжден первым орденом Красной Звезды.

А потом был второй такой же орден. В представлении к награде, подписанном 30 июля 1944 года капитаном Рогачевым – командиром 134-й Отдельной зенитно-пулеметной роты 31-й Отдельной Кировоградской дважды Краснознаменной ордена Суворова танковой бригады, входившей в состав 3-го Белорусского фронта, говорится: «Младший сержант Воробьев Михаил Алексеевич, работая командиром расчета 2-го взвода, одновременно исполняющий обязанности пом. ком. взвода, показал себя командиром выдержанным, знающим свое боевое дело командира зенитчика. Во время боевых действий бригады за город Вильно, где большое внимание уделялось зенитчикам, окруженный противник в районе города старался сделать подброску снарядов, бензина окруженной группировке транспортной авиацией. Вот здесь т. Воробьев показал себя и сбил из пулемета самолет противника Хейнкель 111ф, который сгорел в расположении наших войск с грузом противника».

Вот так: не воевал, а работал! Но на счету его не тонны и кубометры, а сбитые фашистские стервятники, которые от точных попаданий превратились в искореженную груду металла.

Два ордена Красной Звезды! Это ли не свидетельство солдатской доблести?! Но сначала был тяжелейший сорок первый год, отступление из-под Киева до Москвы и участие в Параде на Красной площади. Вот как этот памятный эпизод описан в очерке члена Союза журналистов, участника Великой Отечественной войны Н. Бекишева ( Хмурое утро 1941-го // Ял. ж., 1994. – 12 февр.): « Московское небо в то утро было хмурым: на брусчатку крупными хлопьями падал снег. В то утро не было на площади разноцветья шаров и улыбок; не играл бравурных маршей сводный оркестр.

Танковая бригада полковника Кравченко появилась на площади в восемь часов утра со стороны улицы Горького. Боец Михаил Воробьев занимал место первого номера зенитной пушки 76-го калибра. Как сейчас помнит: на трибуне мавзолея стояли Сталин, Микоян, Калинин, военные чины… Были люди на гостевых трибунах. Пройдя по площади, бригада спустилась на Кузнецкий мост, далее двинулась по Серпуховскому шоссе и в одиннадцать утра вступила в бой со стороны Тулы. Как нельзя кстати оказался подарок монгольских друзей: за несколько часов до парада сам маршал Чой Бол Сан вручал танкистам боевые машины».

М.А. Воробьев после войны прошел славный трудовой путь, оказался долгожителем. В 2011 году, когда отмечалось 70-летие разгрома фашистов под Москвой, его чествовали как единственного оставшегося в живых участника Парада 1941 года на территории Тюменской области.

Подвиг курсантов Владимирского пехотного училища

О подвигах курсантов московских училищ ходят легенды. Готовящихся стать командирами безусых мальчишек как последний резерв бросали на угрожающие участки Западного фронта. Наградной лист на сержанта Анатолия Ивановича Савушкина (1921-1998), командира 1-го отделения 4-го взвода 1-й стрелковой роты Владимирского пехотного училища, заполнялся 4 декабря 1941 года, в один из самых драматических периодов битвы за Москву: «Действуя со своим отделением в составе разведгруппы, предотвратил заход группы автоматчиков пр-ка силою до взвода во фланг роты с целью ее окружения. Огнем отделения рассеял группы пехоты, подброшенную противником к западн. окраине с. Поярково на 3-х автомашинах. Будучи раненым в руку, продолжал руководить отделением до конца боя и после боя проделал 60 километр. марш. Отправился в госпиталь только по приказанию. За время пребывания в В.П.У. показал себя отличником учебы и образцовым требовательным и исполнительным командиром отделения». Представление, полностью составленное от руки, подписали командир и политрук 1-й стрелковой роты (подписи неразборчивы).

Из этого документа также следует, что А.И. Савушкин, 1921 г.р., призван в Красную армию в сентябре 1940 года Ялуторовским РВК. Бой, за который сержант представлен к медали «За боевые заслуги», произошел 30 ноября 1941 года в районе села Поярково Рязанской области. Это – тульское направление московской оборонительной линии, на котором наступали элитные части танковой армии Гудериана. 7 мая 2005 года, в честь 60-летия битвы под Москвой, возле села Поярково установлена памятная стела воинам 10-й Советской армии под командованием генерал-лейтенанта Ф.И. Голикова, которая отмечает позицию, с которой советские войска начали контрнаступление в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года. Монумент высотой 15 метров в виде четырехгранного русского штыка, обращенного на запад, установлен на холме Черная гора и является составной частью большого Рубежа славы Московской битвы. Без тяжелейших оборонительных сражений, в которых участвовал сводный батальон Владимирского пехотного училища, не было бы декабрьского контрнаступления, приведшего к разгрому немецкой группировки под Москвой.

Примечательно, что с момента представления А.И. Савушкина до момента награждения прошло достаточно много времени. Очевидно, не позволяла сложная фронтовая обстановка. Только 23 января 1942 года Военный Совет Западного фронта приказом №075 наградил орденами и медалями СССР группу начальствующего и рядового состава количеством 75 человек. Среди них – командиры отделений, взводов, рот, курсанты Владимирского пехотного училища. Формулировка стандартная: «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». 19 марта этот приказ с проектом указа направлен на утверждение председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину.

В фондах музея есть анкета учителя, заполненная рукой А.И. Савушкина. В ней ничего не говорится про участие в боевых действиях, но есть интересная информация гражданского характера. До призыва на военную службу Анатолий Иванович, оказывается, отучился в Ялуторовском педагогическом училище (1937-1940 гг.), а после войны получил высшее образование заочно в Тюменском педагогическом институте (1948-1952 гг.). Специальность самая мирная – учитель географии. Выходит, война для него была лишь тяжелой прелюдией к мирной жизни, а географию он изучил, шагая по фронтовым дорогам. Киев, Житомир, Львов, плацдарм на Висле. Был командиром стрелкового отделения, командовал взводом снайперов. До офицерского звания не дослужился. Так и остался сержантом. Несколько раз ранен. После войны воевал с бандеровцами. Домой вернулся в ноябре 1945-го. Жена, Зоя Алексеевна, тоже работала учителем. У них трое детей: Виктор, 1948 г.р., врач; Александр, 1950 г.р., бортмеханик самолета; Татьяна, 1952 г.р., инженер-строитель.

Подробная информация о А.И. Савушкине собрана в музее образования г. Ялуторовска. Оказывается, родился он в селе Орлово Петуховского района Челябинской области. В 1937 году окончил семилетнюю школу в Упоровском районе, а потом поступил в Ялуторовское педагогическое училище. После его окончания, в 1940-м, стал работать учителем в Криволукском детском санатории, но вскоре призван в Красную армию и направлен во Владимирское пехотное училище. Трижды ранен и один раз контужен. Один из осколков носил всю жизнь в своей груди. Помимо той памятной медали «За боевые заслуги» награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалью Жукова.

Анатолия Ивановича помнят многие выпускники школы-интерната №26 для слепых и слабовидящих детей, где он проработал с 1948-го по 1981 годы учителем и воспитателем. Награжден почетным званием «Отличник народного просвещения».

Трижды ранен, но ни разу не награжден

Удивительная история произошла еще с одним участником Парада 7 ноября 1941 года Валентином Леонидовичем Агафоновым (1906-1992), тоже учителем в мирной жизни. Прошел всю войну от звонка до звонка, трижды ранен, но с войны вернулся без наград. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в наградном листе, подписанным Тобольским объединенным райвоенкомом подполковником Михайловым 28 марта 1947 года:

«Агафонов В.Л. в Отечественной войне 1941-1945 гг. принимал участие с момента героической обороны г. Москвы, т. е. с 11. 1941 г. в должности сапера, находясь в разведке 43 отд. стр. бригады не раз выполнял задания командования, проявляя при этом личную храбрость и мужество. За г. Рузой при его участии была подорвана колонна в количестве 10 автомашин с живой силой и боеприпасами противника.

Во время наступления наших частей 20.II.1942 г. в 15 км от г. Гжатска тов. Агафонов был тяжело ранен в колено левой ноги. После излечения в госпитале был направлен учиться в Ярославское интендантское училище, по окончании которого возвратился в строй и до конца войны служил в частях ПВО, сначала в 255-м отд. артиллер. зенитном дивизионе и потом на 186-м зенитно-артиллер. бронепоезде по охране крупных жел. дор. объектов в должности пом. командира, обеспечивая от воздушных налетов противника эти объекты. Ввиду частых перемещений и выбытия из в/частей по ранению тов. Агафонов остался не отмеченным правительственными наградами, хотя он этого и заслуживает.

Поэтому считаю, что за активное участие в борьбе с немецкими захватчиками т. Агафонов достоин награждения орденом Красной Звезды».

27 апреля 1947 года положительную визу на этом документе поставил Тюменский облвоенком полковник Кириченко, а 26 мая – командующий войсками Западно-Сибирского военного округа генерал армии Еременко. И вскоре появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями большой группы военнослужащих, согласно которому младший лейтенант интендантской службы В.Л. Агафонов удостоен ордена Красной Звезды.

В наградном листе приводятся биографические сведения В.Л. Агафонова: родился в 1906 году, кандидат в члены ВКП (б) с 1946 г., имеет три ранения – в феврале 1942, ноябре 1943 и сентябре 1944 гг.

2 августа 1986 года, к 80-летию В.Л. Агафонова, газета «Ленинский путь» опубликовала заметку внештатного корреспондента И. Королева «Жизнь по большому счету». Из нее явствует, что Валентин Леонидович в 1925 году окончил Тобольскую школу второй ступени с педагогическим уклоном. Работал в Волынской школе учителем, где и встретил верную спутницу жизни Марию Андреевну, тоже учительницу. В 1930-м супруги переехали в Тобольск. Потом их надолго разлучила война. В Ялуторовске Агафоновы оказались в 1948 году, работали в школах города. Глава семейства избирался членом президиума райкома профсоюза учителей, народным депутатом, много лет бескорыстно работал в общественной приемной редакции. Валентин Леонидович – один из инициаторов создания детской спортивной площадки у Тобольчика, молоденькие тополя вымахали с той поры в деревья-исполины.

Продолжение следует.


11235