Алексей Суворов: «В работе всех видно»

По всей российской земле раскинулись вены трубопроводов. Круглые сутки текут по ним нефть и газ, обеспечивая энергией жителей не только России, но и зарубежных стран.

В последние годы благодаря использованию современных методов управления работа нефтегазодобытчиков и транспортников поднялась на качественно новый уровень. Одна из его составляющих – это безаварийность, высокая надежность как станционного оборудования, так и линейной части трубопроводов. На сегодняшний день ОАО «Сибнефтепровод» – это высокотехнологичное транспортное предприятие, которое полностью обеспечивает безопасную перекачку сырья от производителей к потребителям. И немалую лепту в этот процесс вносит заслуженный работник ОАО «Сибнефтепровод», линейный трубопроводчик Алексей Иванович Суворов.

В Тюменском управлении магистральных нефтепроводов он трудится уже более 27 лет. Работал в разных подразделениях, на разных должностях. Из них более 15 лет он – работник ремонтного участка. В преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности за многолетний ответственный труд портрет Алексея Ивановича размещен на Доске почета ОАО «Сибнефтепровод». Какие они, трассы Алексея Суворова?

– Сам я из Абатского района, деревни Пайково, – рассказывает Алексей Иванович. – Отец у меня тракторист, всю жизнь проработал в совхозе. Так что я крестьянских кровей. Мать была бухгалтером, продавцом. Брат – военный, полковник в отставке, сестра – учительница. Бабушки, одна и другая, тоже в Пайково жили. Оба деда погибли на фронте. Закончил школу, ушел в армию. Затем отдал своей малой родине шесть трудовых лет. Женился, двух детей надо было ставить на ноги. Так, в 1986 году судьба привела меня на нефтеперекачивающую станцию им. В.Н. Чепурского, это в 40 километрах от Тюмени. Поехал наобум, искать работу. По первой профессии я водитель. Устроился во-
зить начальника станции. Затем перешел в АВС – аварийно-восстановительную службу, потом на ремонтный участок.

– Какие обязанности у линейного трубопроводчика?

– Основная обязанность – обслуживание трубопровода, начиная с покраски, уборки трассы и заканчивая устранением дефектов. Все дефекты связаны в основном со старением трубы: это и коррозия металла, и гофры, и вмятины… Нефть с месторождений перекачивается до нефтеперерабатывающих заводов и других потребителей. Поток беспрерывный. Если потребитель получает в день, условно, 100 тонн нефти, то он этот объем должен и будет получать, несмотря ни на что. Наша бригада – это своего рода скорая помощь, мы предотвращаем на трассе аварии. Основная задача – быстрее устранить дефекты, провести замену участка трубопровода, не допустить сбоя в перекачке сырья.

– Где побывали за эти годы?

– Объездил практически всю страну, весь Тюменский Север: Нефтеюганск, Сургут, Лангепас, другие города. Побывал в Омске, Саратове, Нижнем Новгороде. Трижды ездил в Восточную Якутию, первый раз – на строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, второй – на ее опрессовку и третий – на устранение дефектов на магистрали, допущенных при ее строительстве.

– Помните свою самую первую командировку?

– На нашем сленге это звучит как служебное задание. Конечно, хорошо запомнил. Это было в районе деревни Борки Тюменского района. Я тогда впервые увидел нефть, потрогал ее. В то время для удаления дефектного участка трубопровода использовался узконаправленный взрыв. Вокруг трубы оборачивали специальные взрыв-шнуры. Бабах! Катушка выпала. Катушка – это кусок трубы. Естественно, все вокруг в брызгах нефти. Загрязненность была весьма высокой. Сейчас технологии шагнули далеко вперед. На землю не попадает ни капли.

– Алексей Иванович, а как сегодня выглядит такая «спецоперация»?

– Определяют дефекты на трубопроводе и ставят задачу по их устранению в отделе эксплуатации Тюменского УМН. Дают нам координаты, и мы выезжаем на место, бригада человек 20–30: водители, электрики, сварщики, трубопроводчики, разметчики, экскаваторщики. Встали в чистом поле, первым делом обустраиваем вагон-городок. В каждом вагончике спальные места, холодильники, телевизоры. Есть вагон-столовая, где повара готовят пищу для бригады.

Раньше использовали рулетку, измеряли расстояния шагами. Теперь на помощь пришли спутниковые технологии, они позволяют с достаточной точностью определить участок трубопровода, который вызывает опасения… Когда нашли – в бой идет экскаватор, с его помощью подготавливаем котлован. На все про все дается 72 часа. За это время дефект должен быть устранен, а трубопровод – вновь войти в обычный режим работы. Если один участок трубопровода перекрыли, открывают резервную нитку.

Участок трубы, подлежащий замене, мы вырезаем с помощь машинки безогневой резки. Это устройство весом примерно килограммов 70 устанавливается краном, и трубу диаметром 1220 мм разрезает примерно часа за четыре. Следующий шаг – пропаривание трубы, опять же с помощью специального автомобиля, и герметизация отсеченных участков, чтобы при сварке исключить в ней возможность взрыва или возгорания. Далее подгонка нового участка трубы – «катушки», это делают уже разметчики. Потом приходят сварщики. Сварили. В дело вступают дефектоскописты. С помощью специальной аппаратуры они просвечивают швы. Дают добро или указывают на недоработки. Сварщики – молодцы, каких-то недочетов в их работе практически не бывает. Ждем, когда пустят нефть. Труба заполняется, задвижки открываются, все – нефтепровод опять в работе. Производим изоляцию трубы, засыпку котлована. На этом задача считается выполненной.

– Зимой сложнее работать?

– Зимой даже легче. Это связано с тем, что нет грязи, проще подобраться к трубопроводу. Летом – жара, гнус, испарения, если местность болотистая.

– Чего в вашем деле больше – ответственности или азарта?

– Скорее всего, ответственности. Азарт появляется, когда что-то не получается, но ты знаешь, что все равно нужно дело сделать. Ответственность – самое главное. На «авось» у нас трудиться нельзя. Работа трудоемкая, режим круглосуточный, в две смены. Практически, все задачи основные – второстепенных нет. Без освещения – нельзя. Без экскаватора – нельзя. Без сварщика – нельзя. Без повара – тоже нельзя. Ну и технику безопасности, конечно, соблюдать нужно от и до. Работы сложные. Без наряда допуска ими заниматься нельзя. Ознакомился с правилами, распишись. И только тогда приступай к делу.

– Когда к вам в бригаду приходят новички, как быстро они осваиваются на новом участке работы?

– Чтобы достичь необходимого уровня и работать самостоятельно, с годик-то попотеть придется все равно. Опыт приходит со временем. Хотя многое зависит от человека: кому-то и трех месяцев хватает, а кому-то год нужен. Один стремится все постичь и понять, другой не слишком вовлечен в процесс, видимо, решает, будет он здесь работать или нет. Таких, кстати, сразу видно.

– А по каким признакам?

– А в работе всех видать. Там сразу определяешь: будет человек работать или нет. Если кто-то начинает филонить – за него же никто работать не будет. В коллективе ничего не скроешь. Предупреждаем сразу: или – или.

– То есть в коллективе есть определенные правила?

– Правило одно: мы пошли работать, и ты айда! Мы отдыхаем, и ты отдыхай. Просто видно, когда человек не хочет, у него не получается, и видно, когда хочет и стремится, но не получается. Это разные вещи. Если не получается, но человек стремится – никто слова не скажет. Подойдем, поможем, подскажем.

– Алексей Иванович, а кто вам передал секреты своего мастерства? О ком можете вспомнить добрым словом?

– Добрым словом могу помянуть начальника отдела эксплуатации Тюменского управления магистральных нефтепроводов Владимира Лузина. Вот с него всегда можно было брать пример. Он нередко выезжал с нами на трассу. Второй – Владимир Нархов, главный инженер Тюменского УМН. Это высокопрофессиональные специалисты, все показывали на личном примере. Все могли делать сами – и руководить, и держать в руках инструмент. Никакой работы не чурались. О них, наверное, добрым словом все поминают.

– Какие качества вы цените в людях?

– Надежность – самое главное. Чтобы на человека можно было положиться в любой момент. Чтобы он мог подставить плечо, если надо. В нашей бригаде все люди из одной системы, поэтому уже каждый фактически знает, что и как делать. Сейчас приходят специалисты помоложе. На мир они смотрят уже другими глазами. И они образованнее, с ними бывает интересно поговорить. Иной раз целые дискуссии затеваем по самым разным темам.

– С чем связаны ваши наклонности?

– Люблю читать. Особенно фантастику. Историческую прозу. Недавно прочел модный роман «Метро 2033» Глуховского. Правда, не сильно понравился. Раньше в поездки брал с собой книжки. Теперь мне дети дарят их электронные версии, с ними удобнее. Скачают с Интернета: «На, читай, папа!»

– Сколько у вас детей?

– Трое: Настя, Андрей, Лиля. Старшая и младшая – юристы, сын – специалист по КИП.

– Вы им советовали, какую профессию выбрать?

– Никогда ни на чем не настаивал. Свою профессию они выбирали сами. Беседовали, конечно. Но в таком духе: «Если есть желание, пожалуйста, в добрый путь!»

– Можно сказать, что вы счастливый отец, который гордится своими детьми?

– Своими детьми я, конечно, горжусь. Но у меня уже две внучки – Ева и Вика! Старшая 1-го сентября пойдет в первый класс. Никогда не думал, что внуков можно любить больше, чем детей. Это реально. Вы смеетесь, а вот когда вас коснется, увидите! Когда я к ним приезжаю, они с меня не слезают, так, бывает, в играх полдня проходит.

– Алексей Иванович, а кроме работы, где вас можно увидеть? За каким занятием застать?

– Меня можно застать на даче! Корни-то пошли от земли. Это место, где я отдыхаю, привожу себя в порядок. Там все растет: от яблонь, цветов до ягод и овощей. Скоро начнутся заготовки. Конечно, ребятишки любят к нам туда приезжать.

– А у вас есть какие-то поводы для беспокойства?

– Если о чем-то размышляешь, то всегда – о будущем, о том, чтобы у детей и внуков все было в порядке. Хочется стабильности в жизни, чтобы труд хорошо оплачивался. Самое последнее дело это, конечно, война. Раны от нее у людей очень долго заживают. Впрочем, есть поводы и для радости. Вот у нас Вадим Набоков скоро на пенсию уходит. Всю жизнь в УМН отработал! Будем провожать!

– Алексей Иванович, какое ваше главное чаяние?

– Пусть будет мир на земле. Это главное!


11129