Спасти детское сердце

Высокие технологии сегодня развиваются во многих направлениях медицинской науки и практики. Кардиохирургия – одна из них. Это позволяет врачам спасти множество жизней, сделать так, чтобы люди были здоровы, жили нормально и полноценно. Цель всех новаторских методик в медицине – максимально помочь больному человеку.

О возможностях современной детской кардиохирургии рассказывает заведующий отделением хирургии врожденных пороков сердца и детской кардиологии областной клинической больницы №1, д.м.н., главный кардиохирург Тюменской области, член Российской ассоциации сердечно-сосудистых хирургов Кирилл Горбатиков.

Динамика положительная

Детская кардиохирургия находится на пике своего развития, это одно из самых динамично развивающихся направлений медицины. Каждый год появляются новые технологии. Если десять лет назад дети с рядом кардиологических заболеваний считались неизлечимыми, то сейчас мы их успешно оперируем, они живы и здоровы.

Заболеваемость недугами, требующими вмешательства кардиохирурга и лечения у кардиолога, на протяжении ряда лет сохраняется неизменной. Это 8-10 детей с врожденными пороками сердца и 15-20 с кардитами на 1000 рожденных живыми. Кардит – это воспаление миокарда, возникающее вследствие перенесенной внутриутробной инфекции. Заболевание серьезное и требует напряженного стационарного лечения. В отделении ежегодно выполняется порядка 500 операций, из них около 250 с применением искусственного кровообращения. И около 1000 детей лечатся в отделении с заболеваниями сердца, не требующими хирургического лечения.

Всё передовое, чтобы жить

В отделении проводится лечение тяжелых нарушений ритма у новорожденных и детей раннего возраста, имплантация кардиостимулятора. Новорожденные до одного месяца с врожденными пороками сердца лечатся в условиях искусственного кровообращения. Выполняется транспозиция центральных артерий, гипоплазия левых отделов сердца. Около полугода у малышей с врожденными пороками сердца применяется оксид азота в качестве средства для лечения легочной гипертензии. Методика дорогостоящая, но позволяет сократить и обезопасить период пребывания деток в реанимации, снизить риск послеоперационных осложнений, в том числе летальный исход. Большим достижением стало внедрение новой технологии, когда во время операции с применением искусственного кровообращения инфузия ингаляционного газа проводится через аппарат искусственного кровообращения непосредственно в кровь. Газ не попадает ребенку в легкие, не травмирует их. Это безопасно для малыша и дает больше возможностей кардиохирургу во время вмешательства.

Около пяти лет в отделении проводится пересадка человеческой аорты и легочной артерии. Благодаря этому ребенок свободен от пожизненного употребления антикоагулянтов (препаратов, разжижающих кровь), которые прописываются ему в случае использования протезов из искусственных материалов или животного происхождения (свиного) и, как любое химическое лекарство, имеют немало побочных эффектов.

Доступность обеспечена

Отделение работает с 2001 года, рассчитано на 30 коек, имеются собственный оперблок и реанимация. Мы оказываем кардиохирургическую помощь детскому населению юга Тюменской области, Ямало-Ненецкого округа, частично Ханты-Мансийского округа, приграничным областям Казахстана и Курганской области. Все дети до 7 лет находятся на лечении вместе с мамами в 2-, 3-местных палатах. Родители более старших пациентов при необходимости могут разместиться в пансионате на территории больницы.

У нас нет очереди на лечение. Желающие могут обратиться в поликлинику в Патрушево на прием к детскому кардиологу, кардиохирургу, получить консультацию, пройти необходимое диагностическое исследование.

Отделение детской кардиохирургии областной клинической больницы №1 признано одним из лучших отделений данного профиля в России. Надо сказать, за этим стоит большая работа всей команды. В том, чтобы жил один ребенок, участвует не меньше 40 человек.

И еще хотелось бы сказать вот о чем. Ничего бы этого не было, никаких высоких технологий и успехов, если бы не руководство региона – губернатор Тюменской области Владимир Владимирович Якушев, куратор здравоохранения Наталья Александровна Шевчик, руководитель профильного департамента Наталья Семеновна Брынза и наш главный врач Сергей Евгеньевич Ярцев. Наше отделение регулярно получает новое оборудование, мы имеем возможность обучать наших специалистов в лучших клиниках России, Европы и Северной Америки, обмениваться опытом и приглашать к нам зарубежных коллег. И постоянно развиваться.

 

Импланты на службе у нейрохирургов

В Тюмени стартует программа по лечению спастического синдрома

В Тюмени при участии московских специалистов из НИИ имени Н.Н. Бурденко РАМН в течение двух лет в Федеральном центре нейрохирургии будет реализовываться программа по лечению больных со спастическим синдромом.

О технологиях и методике избавления от недуга рассказал руководитель группы функциональной нейрохирургии в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, член правления Европейской ассоциации стереотаксических и функциональных нейрохирургов (ESSFN), профессор, д.м.н. Владимир Шабалов. Именно он помогает тюменским врачам отделения функциональной нейрохирургии ФЦН осваивать новые для России высокотехнологичные виды лечения.

«За два года существования тюменский центр показывает большой прогресс, его сотрудники освоили практически все операции, которые проводятся в мире, причем используют хорошее оборудование», – отмечает профессор.

Как пояснил Владимир Шабалов, функциональная нейрохирургия – относительно новое направление в медицине, ему всего около 40 лет. Это не удаление опухолей, гематом, не клипирование аневризм, а направленное изменение функций головного и спинного мозга или периферических нервов с помощью имплантированных систем для улучшения качества жизни больных. Направление бурно развивается во всем мире, а в последние 10 лет достаточно интенсивно и в России, где оперируется все больше пациентов с тяжелыми болевыми синдромами, с болезнью Паркинсона, со спастичностью.

«Примерно в половине случаев травм спинного мозга через несколько месяцев нарастает мышечный тонус в конечностях, и пациент страдает уже не только от нарушения мышечной чувствительности, но и от тяжелых спазмов, которые проявляются непроизвольными сокращениями мышц или резким сгибанием, разгибанием, перекрестом ног. В этих случаях мы применяем нейрохирургические методы воздействия на структуру головного мозга с целью подавить их активность и относительно нормализовать мышечный тонус, – говорит Владимир Шабалов. – В рамках программы будет применяться метод имплантации тонких электродов. Это полуамбулаторная операция. Через полчаса после нее пациент может вставать и ходить (если ходил до этого), начинать тестовую симуляцию с помощью генератора импульсов».

По словам Владимира Шабалова, среди программ стандартных нет, они подбираются индивидуально, чтобы приблизить мышечный тонус к норме. Это улучшает реабилитационные возможности больных после травмы спинного мозга и качество жизни.

Детей с ДЦП оперируют с 4–5 лет, у них есть время для построения нормальной ходьбы на фоне снижения тонуса. Взрослые в любом возрасте легко пере-носят операции. Имплантация электродов проводится под рент-геновским контролем, поэтому имеются противопоказания для беременных женщин. Если спазмы не мешают хирургу, больной лежит на животе в течение часа. Операция идет под местной анестезией, пациент находится в сознании. Процедура несложная и недолгая – около 40 минут, но ее нужно проводить чисто, аккуратно располагать электроды в нужном месте.

«В каждой хирургической технологии могут быть осложнения, но здесь они возникают редко. Фатальных случаев за время моей практики не было. Самое плохое – остаться на том же уровне, какой был до стимуляции», – добавил Владимир Шабалов.

Отбор пациентов будет проходить по жестким критериям. В рамках программы планируется прооперировать около 50 человек: 20-30 в Тюмени и столько же в Москве. Два центра – ФЦН и НИИ им. Н.Н. Бурденко – будут работать по единому международному протоколу, с независимой экспертизой, с видеорегистрацией. На лечение отберут пациентов, которые пострадали в результате повреждения позвоночника и спинного мозга недавно, в течение 1-1,5 последних лет. Более длительное существование спастики приводит к необратимому эффекту, атрофии мышц.

Период восстановления после травмы позвоночника и спинного мозга проходит всю жизнь. После операции по имплантации электродов и стимуляторов особого восстановления не требуется. После снятия швов, на восьмые сутки, пациент может уже включаться в реабилитацию, в те процедуры, что проводил до этого. У него значительно расширяются реабилитационные возможности.

Особенность операции в том, что всегда есть возможность сделать шаг назад. Если эффект недостаточный, можно удалить электрод и без последствий заниматься другими методами лечения. Есть некоторые ограничения после операции. Нужно с осторожностью делать МРТ: выключать стимулятор и использовать малую мощь аппарата.

«Всем пациентам дают англоязычную и русскоязычную карточку, что ему имплантировали такое устройство. При прохождении досмотра в аэропорту они не проходят через магнитные волны металлоискателя, проводится ручной досмотр. Нежелательны бани и сауны, перепады температур, массаж в той зоне, где электрод фиксируется к позвоночнику, и в той, где располагается стимулятор, массаж способен вызвать кровоизлияния», – рассказывает эксперт.

Отметим, через два года планируется начать второй этап программы – сотрудничество с европейскими медицинскими центрами в Германии, Швеции, Голландии, Швейцарии.


11058