Отметили 10 августа ханты, манси, ненцы, селькупы
«Традиционный быт коренных малочисленных народов Севера Тюменской области» – название обзорной экскурсии, проведенной в этот день в интерактивной зоне Археологического музея-заповедника на берегу Андреевского озера.
На этом священном для коренных этносов месте участникам праздника представилась редкая возможность «погружения» в жизнь северян. Они ознакомились с их богатейшей культурой, традиционными жилищами, средствами передвижения, охоты и рыбной ловли, особенностями мировоззрения. Состоялась дегустация блюд национальной кухни, прошли состязания по популярным у северян видам спорта.
Дань обычаям предков
Ирина Малых, заместитель председателя областной общественной организации коренных малочисленных народов (КМН) «Кедр» и директор Археологического музея-заповедника, отметила: праздник проводился здесь уже в двенадцатый раз. В точности следуя традиции предков, пришли к священному месту, где, по древним представлениям, обитал и обитает хозяин местности. Атрибутика на протяжении веков неизменна, а в ритуале и аксессуарах и по сей день много общих черт: амбарчики – жилища хозяев-идолов, их изображения, несущие на себе печать индивидуальности, одежда и подносимые им подарки… Ревнители старины утверждают, что божества, как и люди, в общем-то, любят блестящие металлические украшения, бусы, бисер, дорогие меха, стрелы, наконечники и даже трубку с табаком. Эти мифические фигуры – суть существа высшего ранга. Они есть стражи не только местного, но и мирового порядка, их можно только просить, но укорять или ругать их человеку не дозволяется.
Что показали раскопки
По свидетельству историков, несколько веков назад ханты, манси, селькупы, ненцы жили намного южнее, чем теперь – близ рек Тавда, Тобол, Тура, в том числе и в окрестностях озера Андреевское. Дело в том, что при раскопках обнаружены и исследованы остатки древнейшего мансийского поселения-стойбища «Андрюшин городок» (названного в честь мансийского князя Андрея). Нынче посетителям этого места помогает убедиться в том постоянно действующий этнографический комплекс, представляющий выставочный вариант традиционного стойбища коренных малочисленных народов Севера. Причём жилища подлинные, изготовленные в натуральную величину самими жителями Югры и Ямала: ненецкий летний чум со всем убранством – с кроватями, шкурами, детской люлькой, хантыйская рубленая изба, шкуры медведя, оленя, печка, столы, священный и хозяйственный лабазы, навес для обласов – традиционных лодок-долблёнок из цельного ствола дерева (осины или кедра), ловушка на пушных зверей … Всё это предстало и перед глазами участников нынешней праздничной программы. Встречали их по традиции хозяин и хозяйка чума и хантыйской избы – в национальных костюмах ханты, манси, ненцев. Принимая гостей, рассказывали об особенностях жизни своих народов.
Фольклорно-танцевально-певческое и инструментальное искусство аборигенов представляли художественные коллективы и солисты-исполнители с мест обитания коренных жителей и их сородичей из Тюмени. А дегустация блюд национальной кухни, приготовленных на костре, как ничто другое передавало вкус времени и места. Гостей и хозяев праздника объединяли в едином порыве древние народные забавы – метание тынзяна на хорей, набрасывание колец на рога оленя, прыжки через нарты, стрельба из лука и мастер-класс по гребле на обласах по водной глади Андреевского озера. Кстати, юркие судёнышки в умелых руках развивали вполне приличную скорость – требовалось лишь удерживать равновесие, не давая им опрокинуться…
Кстати, стойбище (назовём так для краткости музей-заповедник) открыто для посетителей и в будний день. Особенной популярностью сия выставка под открытым небом пользуется у юных экскурсантов – их привозят сюда на два-три часа и рассказывают им много чего интересного о культуре северных народов. Дети – посетители неслучайные, – подчёркивает Ирина Малых. Шесть лет назад организация «Кедр» на базе центра внешкольного воспитания «Этнос» составила программу дополнительного образования по истории, культуре, обычаям и традициям «Живая нить времён», рассчитанную на один год обучения. Завершая курс, первоклашки, третьеклассники и ученики старших классов с удовольствием читают стихи на языке хантов, показывают хорошее знание творчества северных поэтов и писателей, не говоря уж о приобретённых навыках в декоративно-прикладном творчестве. А оказавшись на стойбище, они видят быт как таковой и всё ему сопутствующее – то, что изучалось ими в течение года. Дети, независимо от национальности, проникаются всем этим, у них интерес весьма живой.
Во главе угла – интересы коренных народов
День коренных этносов мира – повод напомнить остальному миру о трудностях, с которыми сталкиваются эти жители Земли: бедность, болезни, дискриминация и отказ в основополагающих правах человека, прочие проблемы. О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Тюменской области не устают говорить те, кто избран теми же аборигенами во все структуры власти. Известно, что тот же Уватский район включён в перечень мест традиционного проживания, хотя нынче там разворачивается очередной грандиозный нефтедобывающий проект. Задача – грамотно совместить деятельность соответствующих компаний с интересами коренных северян.. Сохранить традиционную территорию обитания коренного населения – значит сберечь сам этнос. Это аксиома.
«Мы должны сосредоточить наше внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения в том, что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур», – говорится в одном из обращений ООН по случаю Дня коренных народов. Цель тюменских организаторов праздника в районе древнего мансийского стойбища на берегу озера Андреевское та же – не только сохранение, но и дальнейшее развитие и передача многовековых традиций новым поколениям.
...и перед тобой целый мир
…Молчалива ли, таинственна ли тайга, бескрайни ли болота, безбрежны ли водные просторы, бесконечна ли полярная ночь, сильны ли вьюги – с точки зрения коренных жителей этих мест, всё имеет глубокий смысл, воспитывает в них на протяжении веков великую и священную любовь к своему краю, делает их жизнь интересной, полной захватывающих событий. А трудности? Они учат хозяев высоких широт всё преодолевать и добиваться многого. Показательны в этом смысле успехи классиков литературы коренных малочисленных народов Романа Ругина, Елены Сусой, Марии Вагатовой… И ничего, что славянская азбука лишь во второй половине 30-х годов прошлого века дала начало их письменности. Произведения литераторов ханты и манси, ненцев дали повод говорить о рождении истинных художников слова – их творчество с годами обогатило всемирную литературу новым видением, колоритными героями и красками.
Более тридцати книг написал поэт и прозаик Роман Ругин – его произведения переведены на семнадцать языков, а их общий тираж составляет около шести миллионов экземпляров.
Мария Вагатова, хантыйская поэтесса, лауреат международной премии финно-угорских народов и всероссийской премии, однажды так изложила свое творческое кредо: «Образ и вдохновение приходят откуда-то свыше, как бы сами собой, непринужденно, и важно не упустить этот момент. А фольклор, созданный многими поколениями твоего народа – это красивое ожерелье танца, музыки, звука, звукосочетаний. Он приковывает твое внимание с детства, потому что в каждом человеке с рождения заложено зернышко призвания. Счастлив тот, кто обращает на это внимание. Мне повезло. С детства меня окружали замечательные сказители. Их я очень любила. И каким-то своим детским чутьем, в конце концов, угадала: я – есть маленькое зернышко этого большого мира. Мы ведь в чуме росли. Откинешь, бывало, полог – и сразу перед тобой – безбрежный и бесстенный, мир, со своими ветрами, с красивой тундрой… Источниками того, что я написала, является природа, старшее поколение – люди, которые окружали всю мою жизнь. Произведения у меня очень разные. А мое главное богатство – знание родного языка, в котором в виде фраз-афоризмов застыли, зафиксировались наши традиции и обычаи».