Первоклашка, не робей!

У родителей первоклашек сейчас самое волнующее время – время выбирать первого учителя для своего детяти. Ведь каждый ребёнок идёт в школу с огромным желанием учиться и святой верой, что его там встретят с добром и пониманием. И родителям очень хочется, чтобы у маленького ученика надежды оправдались.

Вопросы преемственности между детским садом и школой обсуждались на круглом столе, состоявшемся первого августа в Тюменском институте развития регионального образования. В центре разговора был проект, разработанный ректором ТОГИРРО Ольгой Ройтблат.

– Мы создали учебный фильм «Будни учителя начальных классов», основная задача которого показать личность преподавателя, к которому приходят малыши, раскрыть многогранность его функций. Ведь он и учитель-методист, и психолог, знающий индивидуальные особенности каждого ребёнка в классе, учитывающий его потребности в обучении и воспитании. А каким надо быть эрудированным человеком, чтобы успешно проводить уроки из разных предметных областей: математика, русский язык, окружающий мир..! Особенно это важно в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта. Необходимо показать обществу, насколько значима профессия учителя начальных классов. И мы нашли таких педагогов, опыт которых могут перенять другие. Это было нетрудно. Ведь у нас очень активные работники образования. Конкурс «Учитель года» в регионе давно перерос в «Педагог года», в нём участвуют как учителя, так и воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, – отметила Ольга Владимировна. – И желающих всегда очень много. Но нас интересуют не только те учителя, которые всегда на виду, но и просто тихие, добросовестные труженики, у которых мы часто бываем на открытых уроках.

Ройтблат представила собравшимся одного из таких педагогов – участницу проекта, учителя начальных классов тюменской гимназии №21 Ирину Кривощекову. Опытный педагог рассказала, какие инновационные методы использует в работе, на какие «мелочи» особо обращает внимание, как удается установить контакт с детьми. Отдельные эпизоды уроков Ирины Васильевны были показаны на экране. Это и работа в группах, и разноуровневые тексты, и игровые приёмы развития речи младших школьников. Важно, что учитель приучает класс уважать каждого сверстника, вне зависимости от того, как тот отвечает на уроке.

Эксперт проекта, заведующая детским садом №50 г. Тюмени, Екатерина Вешкурцева считает, что в регионе созданы благоприятные условия для создания «мостика» между детским садом и школой. Она говорила о том, что нужно разбивать стереотипы в мышлении людей. Многие до сих пор думают, что ребёнок обязательно будет успешен в школе, да и вообще в жизни, если ему в дошкольном учреждении заложить большую базу знаний. Но, как показывает опыт, это далеко не единственное и часто даже не самое главное условие хорошей подготовки к школе.

– Наш коллектив ставит перед собой задачу – научить ребёнка жить в гармонии с самим собой и окружающими в стремительно развивающемся мире, – заявила Екатерина Викторовна. – Мы мягко погружаем ребёнка в ситуацию выбора во время тематических недель, применяем различные формы работы диалогового характера, выстраиваем траекторию индивидуального развития. И, конечно, широко применяем здоровьесберегающие технологии. Ведь здоровье детей – главный приоритет и условие их развития. Мы считаем, что во время адаптационного периода как в детском саду, так и в школе нужно прежде всего наладить тесный контакт с родителями, найти в них союзников, единомышленников. Учителей начальных классов, к которым приходят наши выпускники, мы знаем, посещаем уроки, советуемся друг с другом в работе. А когда дети оканчивают первый класс, они обязательно приходят в детский сад на «вечер встречи выпускников», где каждый рассказывает о своих достижениях.

Ольга Ройтблат тоже говорила о том, что торопить малышей в овладении программой, давить на них не надо, нужно искать индивидуальный подход, и тогда, бывает, особо застенчивый первоклашка, промолчавший на уроках целый год, может выдать педагогу такие перлы, которые ещё всех удивят.

– Мы очень хотим, чтобы фильм «Будни учителя начальных классов» надолго поселился на рабочем столе каждого учителя, – призналась Ольга Ройтблат. – Опытному педагогу будет от чего оттолкнуться в самостоятельных творческих поисках, а молодому можно будет поначалу просто скопировать то, что наработали старшие товарищи.

А заскочившие «на огонёк» журналисты, среди которых были и родители будущих первоклассников, после обсуждения ещё советовались с участниками круглого стола. И уходя, мы слышали в коридоре голос Екатерины Вешкурцевой, тихо убеждавший одного из пап:

– Зачем вам обязательно самый именитый учитель? Вы найдите такого, с которым ваш ребёнок быстро найдёт контакт. Если воспитательница в детском саду была боевая, «громогласная», а дети за ней, как за Чапаевым, готовы были в огонь и в воду, то присмотрите и в школе такую же. А если была тихая, методичная, то ребёнку лучше будет с учительницей, сходной по темпераменту. У вас всё получится, у нас хорошие педагоги!


10877