Повышать эффективность работы педагогических вузов региона архиважно, считает губернатор Владимир Якушев. Этот вопрос стал центральной темой обсуждения на заседании президиума правительства Тюменской области. О ходе преобразований в своих учебных заведениях доложили ректоры Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева и Ишимского государственного пединститута им. П.П. Ершова.
В своих выступлениях ректор ишимского пединститута Сергей Шилов и его коллега из ТГСПА Сергей Слинкин заверили главу региона, что ситуация 2011 года, когда эти вузы были признаны неэффективными по итогам мониторинга федерального министерства, не повторится. Уже в августе 2012 года руководство учебных заведений добилось превышения «пороговых значений» более чем по трем из пяти базовых показателей мониторинга. Следующий «замер эффективности» пройдет в августе 2013 года.
По имеющимся данным, положение обоих педагогических вузов еще более укрепилось. Оба демонстрируют положительную динамику как в научно-исследовательской, так и в финансово-экономической деятельности, прилично «подтянулся» стартовый уровень качества школьного образования абитуриентов. С вводом в строй новых корпусов вузы вплотную приблизятся (а ТГСПА и превзойдет!) к нормативу площади учебно-научных помещений в расчете на одного студента.
Но дело не только в формальном соответствии критериям Министерства образования, считает Владимир Якушев. Губернатор, в частности, спросил, как продвигается языковое образование будущих педагогов. Напомним, глава региона ставил перед этими вузами задачу обеспечить хорошее знание иностранных языков всеми выпускниками. По идее, свободное владение иностранными языками начинающими педагогами может стать дополнительным бонусом не только при определении эффективности вуза, где они получили профобразование. Это повысит конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда, а также позволит им обратиться к богатству мировой педагогической науки и постоянно повышать свою квалификацию по собственному предмету.
«Я хочу видеть четкую программу действий по повышению эффективности педагогических вузов Тюменской области, – заметил Владимир Якушев. – При наших огромных бюджетных вливаниях в профобразование и повышение уровня жизни учителей правительство вправе ожидать прихода в школы более подготовленных, образованных специалистов».
Губернатор считает, что все студенты этих двух вузов, с первого до последнего дня своего обучения, должны проходить усиленную лингвистическую подготовку. Причем иностранные языки (и желательно не один), наравне с родным, должны занимать приоритетное место в подготовке учителей-предметников любого профиля – математиков, физиков, биологов и т.д. Одним из косвенных показателей уровня обучения русскому языку, по мнению главы области, может стать стопроцентное участие и хорошие результаты будущих учителей в проверке знаний Тотальным диктантом.
«Сейчас мы на старте изменения программ обучения, – пояснил директор областного департамента образования и науки Алексей Райдер. – Нам удалось выработать единый для двух вузов подход к педагогическому образованию. В разработке программ для языковой подготовки студентов педвузов планируем задействовать лингвистический центр Тюменского госуниверситета».
Еще одна сторона вопроса – сотрудничество вузов со школами региона. Во время посещения академии и института губернатор обратил внимание на то, что научно-учебная база не задействована на 100%, солидную часть времени помещения пустуют. «Мы создали в Тобольске и Ишиме прекрасную материальную базу для обучения и исследовательской деятельности, – заметил Владимир Якушев. – Простаивание всего этого комплекса, по меньшей мере, недальновидно. Учителя местных школ, старшеклассники должны иметь возможность в стенах вузов приобщаться к достижениям науки». К тому же, считает глава региона, это будет иметь и профориентационное значение.
В настоящее время первые шаги сделаны и в этом направлении, доложил Алексей Райдер. Во время каникул, конечно, школьников в аудиториях педагогической академии мало, но в конце учебного года занятия здесь уже проводили учителя из нескольких тобольских школ. В новом учебном году такая практика будет внедряться на систематической основе. Уроки и экскурсии, лабораторные занятия и факультативы с ребятами в стенах Тобольской социально-педагогической академии и Ишимского пединститута получат возможность проводить преподаватели из всех расположенных рядом районов.



