Углеводородное счастье рядом

Тюменский нефтегазовый кластер обеспечит лидерство России на мировом рынке энергоресурсов

Слово «инвестиции» в последние годы часто звучит в деловых кругах: инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность и т. п. В современных условиях особое стратегическое значение приобретают инвестиционные проекты, связанные с нефтегазовой отраслью. Они рассматриваются как резерв стабилизации и роста ТЭК.

Действующая ныне парадигма освоения и добычи углеводородов (УВ) в мире направлена на морские месторождения шельфов, то есть окраинных, не глубоко погруженных частей суши. Это вызвано истощением материковых запасов нефти и газа, что характерно и для России.

В этих условиях взоры большинства развитых стран обращаются в сторону еще не освоенных крупнейших нефтегазоперспективных территорий. Российский шельф является одним из таких объектов. Его доля составляет около 21% шельфа Мирового океана, из которых более две трети приходятся на моря Северного Ледовитого. Разработка арктических месторождений значительно осложнена трудными природно-климатическими и горно-геологическими условиями, технологическими проблемами и, как следствие, высокой стоимостью.

Наличие богатейшего ресурсного потенциала Арктической зоны РФ, широких возможностей развития безопасных трансконтинентальных транспортных перевозок по Северному морскому пути, наличие атомного ледокольного флота диктуют необходимость и экономическую целесообразность создания здесь опережающих крупных промышленных центров. Одним из таких перспективных и весьма масштабных прибрежно-морских комплексов может стать «Тюменский», занимающий к тому же и достаточно выгодное географическое положение, близкое к срединной части СМП.

Нефтегазовый кластер на территории Тюменской области

Ядром его формирования представляется высокая концентрация промышленных запасов УВ в границах ЯНАО. Ярко выраженными чертами единства природных богатств, энергетических и транспортных связей, более глубокой геологической, экономической и научной изученностью обладают также территории ХМАО и юга Тюменской области. Они составляют общий динамически развивающийся живой организм.

На месторождениях полуострова Ямал и прилегающих к нему шельфов Карского моря и западной части Гыданского полуострова открыто 11 газовых и 15 нефтегазовых месторождений. По предварительной оценке, разведанные запасы газа по промышленным категориям составляют около 16 трлн м3, конденсата – 231 млн т и нефти – 292 млн т. Заметим, конденсат не образует собственных скоплений (залежей), он учитывается как сопутствующий компонент в таких месторождениях. В наиболее крупных месторождениях, таких как Бованенковское, запасы газа оцениваются в 4,9 трлн м3, Харасавэйское, Крузенштернское и Южно-Тамбейское – 3,3 трлн м3. Ямал и сегодня остается центром газодобычи в России, где сосредоточено 20% российских запасов природного газа, и добыча его составляет 90%.

Суммарные ресурсы УВ Карского моря (с заливами и губами) оцениваются в 45% ресурсов всех морей России. Уникальные – Русановское и Ленинградское месторождения – характеризуются предполагаемыми запасами газа в
2 трлн м3. Добавляют приведенные оценки многочисленные окончания месторождений, выявленных на суше и в акватории. Разработка, например, Юрхаровского месторождения ведется методом бурения горизонтальных скважин с побережья. Накопленная добыча газа превысила 100 млрд м3, конденсата – 8,5 млн т. В северной части моря, по геологическим предпосылкам, высока вероятность открытия нефтяных залежей в нижних, пока слабо изученных, юрско-меловых и более древних отложениях. Вторым регионом по объемам добычи газа является ХМАО, но одновременно и первым в РФ по количеству извлекаемой нефти (260 млн т в 2012 г.).

Разработка Русановского и Ленинградского месторождений даст возможность транспортировать газ по имеющимся системам трубопроводов и будущего – «Ямал – Ухта», с подключением трассы «Бованенково – Ухта», где уже сегодня построена первая нитка протяженностью более 1240 км. Ввод в эксплуатацию, например, Бованенковского месторождения создаст возможность нарастить экспорт газа в газопровод «Северный поток»

Создание завода сжиженного природного газа (СПГ) на базе Харасавэйского месторождения открывает широкие перспективы его поставок морским транспортом, как на внутренний, так и внешний рынок. Использование СПГ в качестве моторного топлива является альтернативой для дизельного топлива. Сегодня российская доля в мировых поставках его очень мала (3,6%), и если активно не развивать это направление, то рынок нам перекроют иностранные конкуренты. Надо иметь в виду, что на создание такого современного производства требуется 5 – 7, а то и 10 лет.

Строительство морского многофункционального порта Сабетта позволит транспортировать по СМП нефть, конденсат, СПГ на рынки Западной Европы, США, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Японию, а также явится базой размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, транспортировки УВ, обслуживания различных видов флота и т.п. В 2016 г. рассчитывают отправить первые 5 млн т СПГ, а в перспективе до 25 млн т, а также
2,2 млн т конденсата и 3,5 млн т нефти в год.

Трубопровод «Сургут – Полоцк» обеспечит поставку нефти в Ярославль, являющийся одним из центров трубопроводной сети в северной России, а затем таким же образом – ее поступление в порт Мурманск. В декабре 2011 г. началось строительство самого северного в России магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе» (490 км). Ввод первой очереди запланирован к концу 2014 г. Стратегическое значение приобретает нефтепровод «Заполярье – Пурпе», проходящий по территории Югры и Ямала с поставкой по нему того же продукта в действующую гигантскую систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), ориентированный, прежде всего, на Китай и далее в страны АТР. Первая очередь «Пурпе – Самотлор»(430 км) уже сдана, вторая (488 км) намечается к сдаче в 2016 г.

Построенная полярная ж/д магистраль «Обская – Бованенковское месторождение» будет соединена с Северной железной дорогой, которая пройдет от станции Обская через Салехард, Надым, Новый Уренгой и к 2015 г. должна подойти к станции Коротчаево. Далее планируется ее продолжить до крупного НПЗ на станции Дудинка Красноярского края, чтобы достичь шельфов СЛО. Она создаст принципиально новую транспортную схему севера России и в самом недалеком будущем активизирует развитие СМП. Значение данной связи – экономическое, оборонное и социальное – трудно переоценить!

Предусматриваемая постройка ж/д «Полуночное – Обская» сформирует условия по ускоренному освоению минерально-сырьевой базы Полярного Урала, где располагаются крупные запасы и значительные прогнозные ресурсы хромовых, медно-молибденовых руд, редких металлов, золота и др. По этому кратчайшему пути вдоль восточного склона Уральских гор на территории ХМАО и ЯНАО пойдут остродефицитные руды для металлургов Екатеринбурга, Челябинска и УВ-сырье с Ямала. В обратном направлении – различное оборудование от предприятий машиностроения Тюмени, нацеленное на нужды нефтегазового комплекса: буровое, нефтепромысловое, нефтеаппаратура; из Тобольска – полиэтиленовые трубы.

На марше находится энергетика: из восьми запланированных электростанций две сданы в 2010 г. (Ноябрьская на 124 МВт и Харпская на 12 МВт). Наиболее крупной в Уральском регионе будет Няганьская (1200 МВт). К 2020 г. общая мощность всех блоков составит 3200 МВт.

Крайне необходимым является проведение более масштабных геолого-поисковых работ на акваториях и на суше, что приведет к выявлению новых месторождений УВ и полиметаллов, а это и есть расширение их ресурсной базы.

Еще один фактор – наличие в регионе, прежде всего в Тюмени, учреждений фундаментальной и прикладной науки. Важную роль в подготовке высококлассных специалистов будет играть недавно заключенное соглашение о сотрудничестве ТюмНГУ с Тюменской Ассоциацией нефтегазосервисных компаний. Оно направлено на создание благоприятных условий для развития научных исследований, обмена знаниями, а также совместной учебно-педагогической работы, организации стажировок студентов на предприятиях. Научные исследования в части составления проектов обустройства и разработки месторождений могут обеспечить такие институты, как «СИБНИПИнефть», «ГИПРОтюменьнефтегаз» Тюмени и Сургута.

Весьма значимым моментом усиления Тюменского кластера было бы подключение к нему потенциала Ненецкого автономного округа, перспективный комплекс которого формируется на базе крупного нефтяного месторождения Приразломное и его спутников, выявленных в Печорском море. Максимальная мощность данного объекта оценивается в 6,5 млн т нефти в год. Привлекательными аргументами сближения является, с одной стороны, территориальная близость друг к другу этих морей, а с другой – возможность переработки его нефти в будущем на НПЗ Югры.

Среди успешных иностранных нефтегазовых кластеров следует назвать кластеры в Норвегии и США. Характерной особенностью таких образований является, наряду с профилирующим направлением деятельности, и весьма значительное количество (34-179) в них различных смежных компаний.

Волнующие моменты

Применительно к нашим задачам можно выделить проблему создания мини-кластера сейсморазведочных исследований. Как известно, геолого-геофизическая изученность Карского моря, особенно его северных частей, еще очень мала. Весь регион недостаточно исследован на втором, более глубоком, структурном этаже (глубина пробуренных скважин пока не превышает 1,6 км). Без таких работ невозможно реально оценить достоверные запасы нефти и газа. Проведение геологоразведочных работ (ГРР) – это требование времени и необходимость долгосрочного планирования отрасли. Обратим внимание и на такой зримый в будущем аспект: Россия может столкнуться с избытком экспортных мощностей и низкой степенью их загрузки. В этой связи задача поиска новых месторождений выступает на первый план.

Остановимся еще на одной не менее важной проблеме, находящейся сегодня как бы в тени. Дело в том, что добыча УВ в нашей стране ориентирована в основном на разработку сеноманских залежей сухого метанового газа, залегающих на сравнительно небольших глубинах (до 1,3-1,5 км) и не требующих предварительной переработки. Сейчас же наступает новый поворотный этап. Так, в Надым-Пурском междуречье развитие газовой промышленности будет в значительной степени связано с разработкой нижнемеловых залежей так называемого жирного конденсатного газа, расположенных на глубинах уже в 3-4 км и ниже. Он требует глубокой переработки с выделением, помимо конденсата, еще этана, пропана, бутана – ценнейших продуктов для нефтехимии, подготовки центров по их разделению, линий продуктопроводов, увязанных временем в единую систему. Так, содержание этана в сеноманском газе (Уренгойское, Ямбургское месторождения и др.) составляет 0,3%, тогда как в более глубоких валанжинских пластах – выше 4,5-6 %, а в ачимовских – более 8%. Сейчас газы этих пластов смешиваются в трубопроводе с сеноманским, что, естественно, ведет к снижению среднего содержания тяжелых УВ.

Глубокое извлечение могут обеспечить газоперерабатывающие заводы Югры. Как показывают экспертные оценки, в Западной Сибири из добываемого жирного газа можно будет извлекать в год до 7-8 млн т этана, до 5-6 млн т пропана и до 3-4 млн т бутана. Богатейшую сырьевую базу для нефтехимии имеют только страны бассейна Персидского залива, которые, в отличие от нас, ее активно развивают. Приведем некоторые сравнительные цифры. Так, основным продуктом переработки этана являются этилен и пропилен. В предкризисный 2008 год в Западной Европе было произведено 13 млн т этилена, в странах АТР (с Японией) – 17, в США – 59, а в России – только 1,2 млн т. Этилен и пропилен показывают устойчивый свой рост на мировых рынках. К примеру, средняя цена этилена в начале текущего года составила 1382 долл. за тонну по сравнению с ценой в 1257 долл. в конце 2012 года, а пропилена – 1340 и 1193 долл. соответственно. Вот он, пока упускаемый нами рывок инновационного развития этой подотрасли! Нельзя гнать на экспорт природный газ, не выделив из него полезные компоненты.

Необходимо также иметь в виду, что приарктические и совсем неарктические страны (Китай, Япония, Южная Корея) стараются расширить свое участие в освоении континентального шельфа в наших зонах, найти свое «углеводородное счастье». Судите сами. В 2010 г. норвежская компания «НордвикБалк» провезла руду из своего порта по СМП в Китай, в 2011 г. – снова. В 2012 г. китайский ледокол направился от своих берегов в Исландию. Этим летом КНР намерена приступить к коммерческому использованию СМП, а к 2020 г. по этому арктическому маршруту китайцы планируют отправлять 15% своего внешнеторгового грузового потока. Их ледоколы кружат поблизости, якобы исследуя местную фауну, решая вопросы экологии. Россия еще толком не определилась с подготовкой этой транспортной линии, а Китай тут как тут. И мы пойдем им навстречу. Они же наши друзья! Да и невозможно каждое их судно сопровождать атомным ракетным крейсером «Петр Великий». Далее улыбчивые гости захотят бурить на шельфе, чего они практически добились: уже заключено соглашение о совместной разработке нефтяных месторождений в Печорском море. Денежки, конечно, разделятся: одна часть потечет в Москву, другая – в Пекин. Кто бы мог подумать – в Китае есть Институт исследований Арктики и Антарктики! Как видим, нам медлить нельзя. Все это внятная и уже ощутимая составляющая обеспечения национальных интересов России в Арктике.

Важно отметить, что работа в нефтегазовом секторе до сих пор для региональных предприятий является все-таки новым видом деятельности. В одиночку каждому из наших субъектов данную проблему не осилить. Нужно объединяться, и, что очень важно, – необходима помощь государства. В США, например, разведку шельфа в основном субсидирует правительство, и размеры дотаций составляют до 80% от общей стоимости проекта! У нас в разы меньше.

С целью предупреждения возможных трудностей и даже торможения рассматриваемого проекта считаем необходимым напомнить следующее: инвестиционная политика уже давно сопряжена с инновационной деятельностью, которая требует формирования комфортных социально-экономических, научно-технологических и организационно-управленческих условий. Отсутствие из данного триединства даже одного из них делают проблему инновационного развития региона неразрешимой. Именно по этой причине многие региональные программы не достигали своей цели. Наработки правительств округов, например, ХМАО, в создании нефтехимического кластера, могут войти составной частью в более грандиозный тюменский мегакластер. Для ЯНАО газохимический вопрос вообще оказался шоковым. Так, проект Новоуренгойского ГХК, принятый «Газпромом» еще в 1993 г., до сих пор не реализован, тогда как власти округа рассчитывали, что продукция этого кластера уже к началу 2014 г. послужит сырьем для вновь созданных предприятий, начнется проведение научных исследований, обучение кадров. Теперь появилось новое искушение: некая китайская строительная группа предложила правительству округа построить на Ямале мини-заводы по сжижению природного газа, а в будущем даже наладить поставки моторного топлива в другие регионы России (!).Следует также понимать, что основную роль в мегакластере будут играть региональные администрации субъектов, хотя бы потому, что они имеют площадки для взаимодействия, как с бизнесом, так и с государством.

Итак, проект «Тюменский» отвечает сути проекта современного типа при условии его реализации на основе сращивания государственного и частного капитала. Создание такого рода структуры (кластера) является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и крупным бизнесом, в том числе формой поддержки средних и малых компаний, повышения жизненного уровня населения и т.п. Все это надо прочувствовать, не зацикливаясь на частном. Иначе на огромных просторах белого безмолвия еще долго будет царствовать тишина. За проект нужно сражаться! Чтобы он начал претворяться в жизнь, губернаторы должны будут активно способствовать его продвижению. Такая уникальная возможность может больше не повториться даже в среднесрочной перспективе.

Подготовительные работы по рассматриваемому проекту могут занять не менее 3-4 лет напряженного труда: надо провести массу согласований, определиться с принимаемой схемой различных предпроектных решений, выбором участников и т.п. Все это опять упирается в фактор времени.

Созвучное с нами беспокойство о будущем России недавно высказал президент В.В. Путин: «Плыть по течению, пассивно ждать, как будет развиваться ситуация в мировой экономике, мы не должны. Нужно действовать активно, искать новые подходы».

А сейчас сделайте глубокий вдох и читайте дальше: японские геологи совершили небывалое – добыли газ, залегающий в твердом состоянии (газогидратном) на дне океана! Доселе извлекать углеводороды из гидратов никто даже и не помышлял: сложно и очень рискованно. Но это и есть новое, революционное технологическое направление, которое может в ближайшие годы существенно изменить всю логику газоторговли в мире. Так стоит ли сидеть на печи и откладывать дела на послепослезавтра?

Владимир Матусевич, доктор г.-м. наук, профессор ТюмГНГУ, академик РАЕН, заслуженный деятель науки и техники РФ; Александр Рыльков, кандидат г.-м. наук, член- корреспондент РАЕН, заслуженный геолог РСФСР, директор ЗапСибНИГНИ ТюмГНГУ; Владимир Конюхов, кандидат г.-м. наук, старший научный сотрудник ХМАО НАЦ РН им. В.И. Шпильмана.


10759